Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Законен ли дополнительный сбор с жильцов за исполнение предписания

Типичная ситуация: собственник жалуется в жилищную инспекцию на то, что управляющая организация что-то не делает. Инспекция после проверки выдает предписание. Управляющая организация выполняет какие-то работы. Часто на этом вопрос себя исчерпывает, но некоторые компании додумываются возместить понесенные затраты за счет собственников: без всяких решений общих собраний они включают платеж в квитанцию отдельной строкой. К чему это приводит? К новому предписанию.

◉ Постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А29 – 2436/2020

В Республике Коми орган жилищного надзора выдал управляющей организации ООО «Ухтажилфонд» три предписания, где потребовал привести в порядок подвал, отмостку, лестничные клетки, кровлю и дворовой фасад дома.

Организация отремонтировала общедомовое имущество и сделала уборку в подвале дома. После этого жильцы обнаружили в квитанциях дополнительные начисления – от 6600 до 20 375 рублей (в зависимости от площади квартиры). Это был платеж за работы, выполненные в рамках выданных предписаний.

Надзорный орган по очередной жалобе жителей потребовал сделать перерасчет.

Компания не согласилась с такими требованиями и оспорила предписание в суде:
- «часть квитанции, содержащая указание на стоимость выполненных в соответствии с предписаниями работ, лишь информирует собственников о затратах управляющей организации в рамках договора управления»;
- условиями договора управления предусмотрена возможность выполнения Обществом дополнительных работ, подлежащих оплате собственниками.;
- надзорный орган не доказал нарушения прав собственников помещений, так как не представлены документы об оплате спорных сумм;
- предыдущие предписания о выполнении работ нарушают права управляющей организации, потому что обзывают её выполнять работы, не предусмотренные утвержденным собственниками перечнем работ и услуг по содержанию и ремонту.

Арбитражные суды оставили предписание в силе.
Они указали, что требуемые и впоследствии выполненные работы входят в Минимальный перечень работ по содержанию общего имущества № 290 и Правила эксплуатации жилфонда № 170

  • «Размер платы за содержание и ремонт общедомового имущества составляет 21 рубль 27 копеек за 1 м2. Доказательств того, что собственники приняли решение об оплате работ, поименованных в платежном документе, помимо внесения платы за содержание и ремонт общего имущества, не представлено».
  • «Если выполнение неотложных работ и услуг будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками, независимо от их воли. Между тем спорные расходы к таким расходам не относятся, поскольку необходимость их несения для управляющей организации предусмотрена и определена законодательно».
  • «Факт невнесения собственниками платы за спорные работы не имеет определяющего значения, поскольку требования надзорного органа направлены на устранение нарушения в виде необоснованного включения в платежные документы платы за выполненные в соответствии с предписаниями работы».
  • «Какие-либо сведения, позволяющие сделать вывод о том, что указание на данный платеж носит исключительно информационный, справочный характер, и его оплата не обязательна для собственника, в платежном документе отсутствуют.
    Справочная информация предусмотрена отдельной строкой, при этом сведения о спорных платежах в справочной информации не отражены. Суд приходит к выводу, что пояснения, изложенные Обществом в апелляционной жалобе, фактически не соотносятся с содержанием квитанции, выставленной в адрес собственников».
  • «Заявитель обращает внимание, что договором управления предусмотрена возможность выполнения организацией дополнительных работ, подлежащих оплате собственниками. Между тем работы, за проведение которых предъявлены денежные суммы, относятся к содержанию общего имущества, в связи с чем дополнительной оплате (сверх утвержденного собственниками размера платы за содержание и ремонт) подлежать не могут».

Суды указали, что непринятие собственниками решений об изменении размера платы за содержание и ремонт не является основанием для увеличения компанией платы в одностороннем порядке.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу № А60 – 88/2020

В суде встретились ООО «Жил Сервис Эксперт» и Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Изначально Департамент выдал управляющей организации предписание с требованием принять меры по восстановлению расхода холодного водоснабжения в соответствии с нормативами. После этого компания заменила стояк холодного водоснабжения в одном из подъездов и начислила собственникам плату за эту работу.

Департамент выдал второе предписание – исключить из квитанций дополнительный сбор. Плата была выставлена по лицевым счетам всех жилых помещений разово в отсутствие решения общего собрания собственников. При этом способ исполнения первого предписания должен был обеспечить восстановление нормативного расхода холодной воды за счет работ, относящихся к текущему ремонту, а такие работы оплачиваются за счет платы за содержание и ремонт жилья.

Управляющая организация оспорила предписание. Она считала, что работы относятся к капремонту, и их оплата не входит в ежемесячную плату за содержание и текущий ремонт.

Суды отказали управляющей организации.
Они сослались на Минимальный перечень № 290, куда входят работы для надлежащего содержания систем водоснабжения. Также они отметили, что капремонт проводится по решению общего собрания собственников, которого не было.
«Учитывая изложенное, действия управляющей компании по включению в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг платы за замену стояка ХВС не соответствуют требованиям жилищного законодательства; предписание департамента об исключении спорной суммы из квитанций не противоречит закону и не нарушает права заявителя».

Жалобу управляющей организации оставили без удовлетворения.

Другие материалы по дополнительным строкам в квитанции:

Лифт- в пользу собственников

Лифт – пользу управляющей организации

Вывоз снега: обобщение разных позиций

Домофон: крупный обзор последней практики

Содержание крышной котельной

Диагностика внутридомового газового оборудования: пример незаконного выставления

Мосгорсуд оценил законность дополнительной платы за охрану

Оплата за дополнительные услуги в МКД — с квартиры или квадратных метров?

Антонина Юдина: