Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика.
Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в силу с 1 сентября 2022 года.
Опубликовано 27.11.2023. Обновлено 18.06.2024
В 2023 году настало время перерасчетов. Вопрос о том, за какой период нужно делать перерасчет, переместился в судебную плоскость, но и там не нашел однозначного ответа. Ниже предлагаем ознакомиться с первой судебной практикой по этому вопросу.
Однако для начала отметим, что нормы Постановления № 92 уже оспаривались в Верховном Суде РФ и были оставлены в силе (решение от 23 апреля 2024 г. № АКПИ24 – 166).
Заявителю не нравились эти изменения, так как они допускают возможность перерасчёта платы за периоды времени до вступления в силу Постановления №92. В частности, УО доначислила ему плату за период с января по август 2022 г. По мнению собственника, это не укладывается в нормы жилищного и гражданского законодательства о действии закона во времени.
Позиция Верховного Суда РФ:
➡ Положения Жилищного кодекса РФ об обязательности перерасчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, действуют с 10 августа 2017 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 258-ФЗ, которым часть 9(2) статьи 156 ЖК РФ изложена в новой редакции).
➡ Правительство РФ, реализуя свои полномочия, постановлением от 3 февраля 2022 г. № 92 дополнило Правила N 491 положениями, устанавливающими порядок перерасчета, исходя из показаний общедомового прибора учета.
➡ Изменения в оспариваемой части приняты во исполнение части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и направлены на совершенствование порядка расчета размеров расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества.
➡ Доводы о противоречии нормам гражданского и жилищного законодательства, регулирующим действие нормативных правовых актов во времени, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, «поскольку оспариваемые положения не содержат указаний на распространение действия Постановления на отношения, возникшие до вступления в силу изменений, а устанавливают периодичность осуществления перерасчета».
Позиция в пользу перерасчета за весь 2022 год
В Карелии суды признали незаконным предписание Государственного комитета по строительному, жилищному и дорожному надзору (дело № А26 – 6749/2023):
- Положения ЖК РФ об обязательности перерасчета объема коммунального ресурса содержания общего имущества при расчете исходя из нормативного или среднемесячного объема действуют с 10 августа 2017 года, при этом порядок такого перерасчета не был утвержден до вступления в силу постановления Правительства РФ от 03.02.2022 № 92.
- Отсутствие до утвержденного Правительством РФ порядка перерасчета объема коммунального ресурса не исключало обязанности управляющей организации о его проведении, но порождало определенную правовую неопределенность в сроках, периодичности выполнения перерасчета, в том числе в случае прекращения управления многоквартирным домом (Определение Верховного суда РФ от 10.01.2020 №304-ЭС19 – 25414).
- Соответственно, обязанность осуществления перерасчета существовала и до 01.09.2022, а Постановление Правительства №92 было принято уже в развитие действующего жилищного законодательства и утвердило механизм проведения такого перерасчета, детализирующее порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы.
- Из буквального содержания пункта 29(3) «а» Правил № 491 в редакции Постановления №92 безусловно следует, что расчетным периодом для проведения корректировки платы за коммунальные ресурсы является календарный год. Иного порядка корректировки Правила № 491 в редакции Постановления №92 не предусматривают.
- С датой вступления в законную силу Постановления №92 связано возникновение у Общества как у управляющей организации права на проведение корректировки платы за коммунальные ресурсы. Поскольку указанное Постановление №92 вступило в законную силу с 01.09.2022, то в 1 квартале 2023 года у Общества возникло право проведения такой корректировки.
- При этом Общество при проведении корректировки обязано соблюдать порядок и формулу перерасчета, определенную пунктом 2 приложения к Правилам № 491, согласно которой периодом, за который осуществляется перерасчет в соответствии с подпунктом «а» пункта 29(3) Правил № 491, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчет осуществляется. Никаких оговорок об ином периоде, учитываемом при проведении перерасчета (в том числе в связи с датой вступления в силу тех или иных нормативных правовых актов) ни Постановление № 92, ни иное действующее жилищное законодательство не содержит.
«Соответственно, Общество при проведении в 1 квартале 2023 года рассматриваемой корректировки по спорным МКД совершенно обоснованно в качестве расчетного периода применило весь календарный 2022 год».
Позиция в пользу перерасчета лишь за последние четыре месяца 2022 года
Арбитражный суд Северо-Западного округа отказался признавать незаконным предостережение Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного
контроля Новгородской области (дело № А44 – 2710/2023).
Инспекция считала, что при проведении перерасчета платы за коммунальные ресурсы для целей содержания общего имущества за 2022 год подлежит учету только период с 01.09.2022 по 31.12.2022, а ООО УО «Новострой» провело корректировку платы за период с января по декабрь 2022 года.
Краткое изложение позиции судов первой и апелляционной инстанций:
- в буквальном содержании Правил № 491 в редакции Постановления № 92 усматривается, что расчетным периодом для проведения перерасчета платы за коммунальные ресурсы является календарный год. Иного порядка корректировки Правила № 491 в редакции Постановления № 92 не предусматривают;
- при этом проведение перерасчета исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора предусмотрено частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ;
- поскольку Постановление № 92 вступило в законную силу с 01.09.2022, управляющая организация в 1 квартале 2023 года имела основания проведения в предусмотренном названным Постановлением порядке перерасчета за коммунальные ресурсы для целей содержания общего имущества МКД за 2022 год;
- «Позиция инспекции, изложенная в оспариваемом предостережении, не соответствует пункту 29(3) Правил № 491 и нарушает права общества».
Однако суд округа не согласился с коллегами, отменил их акты и отказал в иске УО, указав на отсутствие обратной силы закона.
https://t.me/gkhvsem
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда и отказал ООО «УО г. Волгограда» в отмене предписаний (дело № А12 – 9801/2023).
«Доводы апеллянта о правильности перерасчета с 01.01.2022 по 30.12.2022 со ссылкой на положение подпункта «а» пункта 29(3) Правил № 491, которым предусмотрено осуществление перерасчета по истечении календарного года в первом квартале года, следующего за расчетным, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку установление в подпункте «а» пункта 29(3) Правил № 491 порядка перерасчета по истечении календарного года не свидетельствует о распространении действия Постановления Правительства РФ N 92 на период до 01.09.2022, то есть до вступления в силу указанного Постановления. Кроме того, данное Постановление не содержит указаний на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие».
Такая позиция оставлена в силе Арбитражным судом Поволжского округа, а Верховный Суд РФ отказался передать жалобу на рассмотрении коллегии.
Суды поддержали предписания из Волгоградской области и по другим делам – № А12 – 9802/2023, № А12 – 15676/2023, № А12 – 15598/2023.
Аналогичную позицию занял Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в деле об оспаривании привлечения ООО «УК «Уют» к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (дело № А34 – 1004/2023).
Компания сделала перерасчет в связи с расторжением договора управления, но ГЖИ Курганской области не понравилось, что такой перерасчет затронул период с января 2022 года по сентябрь 2022 года. Суд встал на сторону инспекции.
Еще один пример – дело № А75 – 11100/2023 из ХМАО. Суд сначала признал недействительным предписание Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, однако апелляционная инстанция встала на сторону надзорного органа и поддержала его требования о том, что перерасчет стоило делать лишь за 4 месяца.