Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Какие требования пожарной безопасности должна соблюдать управляющая организация

На сайте государственной жилищной инспекции Республики Татарстан опубликовано два разъяснения для управляющих организации, товариществ и кооперативов: о требованиях к пожарной безопасности на жилищном фонде и о доступе в места общего пользования и к прилегающей к дому территории.

Обязательные требования по обеспечению пожарной безопасности на жилищном фонде

Вступившие в силу с 01 января 2021 года Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, запрещают:

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией (п. 8 Правил);
  • хранить и применять в подвальных, цокольных и подземных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (подп. «а» п. 16 Правил);
  • использовать подвальные и цокольные этажи, подполья для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (подп. «б» п. 16 Правил);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности (подп. «г» п. 16 Правил);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (подп. «ж» п. 16 Правил);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (под. «и» п. 16 Правил);
  • хранить под лестничными маршами вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (подп. «к» п. 16 Правил);
  • проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности (подп. «о» п. 16 Правил).

Согласно п. 17 руководители организаций:

  • обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время (подп. «а»);
  • организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (подп. «б»).

Доступ в места общего пользования, к прилегающей к дому территории

Проезды. Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения (п. 71 Правил).

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Шлагбаум. Согласно п. 71 Правил система противопожарной защиты многоквартирного дома в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Однако допускается ручное открывание, в этом случае должно быть организовано круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки шлагбаума или ворот, также возможно дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Административная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности в многоквартирных домах

За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 20.4 КоАП РФ. По части 1 ст. 20.4 КоАП РФ наказание составит:

  • для граждан предусмотрен административный штраф от 2000 Р до 3000 Р;
  • на должностных лиц – от 6 000 Р до 15 000 Р;
  • на юридических лиц – от 150 000 Р до 200 000 Р.

Рассмотрение таких дел и составление протоколов относится к компетенции органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

По материалам государственной жилищной инспекции Республики Татарстан

Ещё по теме пожарной безопасности в многоквартирных домах:

Судебная практика о пожарной безопасности в многоквартирном доме:

Антонина Юдина: