Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

5 определений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за июнь 2022 года

Ежемесячно обобщаем практику Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ. Сегодня рассказываем о наиболее интересных определениях, принятых в июне 2022 года. Суд отказал всем заявителям в принятии жалоб к рассмотрению.

Начисления при несанкционированном вмешательстве в счетчик – определение 1652‑О от 28.06.2022

Заявитель оспаривал конституционность некоторых пунктов Правил предоставления коммунальных услуг № 354 про содержание и ввод счетчика в эксплуатацию.

Чуть ранее суд взыскал с него долг за газ. При этом суды, основываясь на том, что факт несанкционированного вмешательства в прибор учета газа установлен ранее принятым и вступившим в законную силу решением суда, пришли к выводу о наличии правовых оснований для определения объема потребленного газа по нормам потребления с применением повышающего коэффициента.

По мнению заявителя, нормы допускают применение повышающего коэффициента 10 при расчете платы за природный газ при отсутствии вины собственника в несанкционированном вмешательстве в прибор учета газа.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Нормы имеют цель установить действительный объем потребляемых коммунальных услуг, соблюдение баланса прав и интересов всех лиц, участвующих в поставке и потреблении газа, а также обеспечение безопасности используемого потребителем внутридомового и (или) внутриквартирного оборудования.

Субсидии на ЖКУ в Москве – определение № 1642‑О от 28.06.2022

Заявитель оспаривал конституционность некоторых пунктов административного регламента города Москвы «Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» № 111-ПП. Регламент предусматривал, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является предоставление заявителем неполного комплекта документов, наличие в документах противоречивых сведений.

Чуть ранее суды отказали гражданину в признании незаконным отказа в субсидии. Они исходили из того, что заявитель подал неполный комплект документов и необоснованно указал в качестве члена семьи бывшую супругу.

По мнению заявителя, нормы допускают возможность лишения инвалидов и пожилых граждан мер социальной поддержки.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Нормы учитывают принцип социальной справедливости и имеют целью предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления гражданам жилищных гарантий в виде субсидий за счет средств бюджета субъекта РФ.

Плата за сброс загрязняющих веществ – определение № 1637‑О от 28.06.2022

Заявитель оспаривал конституционность части 1 статьи 30.2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Также заявитель оспаривал связанные с этим пункты Правил холодного водоснабжения и водоотведения № 644.

Чуть ранее суды взыскали с заявителя плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и неустойку. Они исходили из того, что заявитель является абонентом, деятельность которого подпадает под действие пункта 203 Правил № 644 (в том числе в части деятельности гостиниц, предприятий общественного питания); содержание загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от определенных категорий абонентов, сверх установленных нормативов предполагается, как и негативное воздействие на работу системы водоотведения, поскольку с учетом их основной хозяйственной деятельности основной объем стоков таких абонентов образуется именно от этой деятельности.

По мнению заявителя, нормы устанавливают презумпцию превышения загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для отдельных видов хозяйственной деятельности (включая деятельность заявителя), изменяют компенсационный характер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на фискальный, фактически превращая его в налог, но только для отдельных категорий части абонентов.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Установление упрощенного порядка начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод позволяет, не нарушая справедливого баланса частных и публичных интересов, обеспечить эффективность комплекса мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет сокращения организационных и финансовых издержек организаций, осуществляющих водоотведение.
  • Если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод № 728 произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах 2 и 2 пункта 203 Правил № 644, а также в случае принятия этой организацией для контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы определяется в соответствии с пунктом 197 Правил.

Неопределенная компетенция общего собрания собственников – определение № 1595‑О от 28.06.2022

Заявитель оспаривал конституционность:
- ч. 2 ст. 44 «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме», согласно которой к компетенции общего собрания относятся принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также другие вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции такого собрания;
- ч. 5 ст. 46, закрепляющей, что решение общего собрания является обязательным для всех собственников.

Чуть ранее заявитель проиграл суд о защите прав потребителя, взыскании денег, процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа. Суды указали, что решение общего собрания об установке оборудования системы видеонаблюдения в местах общего пользования и о заключении договора его технического обслуживания и оказания услуг комплексной системы безопасности дома недействительным не признано, следовательно, оно является действующим, обязательным для всех собственников помещений многоквартирного дома, и взимание с собственников платы за услуги обоснованно.

По мнению заявителя, нормы не соответствуют Конституции РФ, поскольку часть 5 статьи 46 ЖК РФ не содержит полного перечня оснований ничтожности решения собрания, а также не позволяет определить, кем должно доказываться отсутствие оснований ничтожности решения общего собрания, а часть 2 статьи 44 ЖК РФ не предусматривает исчерпывающего перечня вопросов, которые относятся к компетенции собрания.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Часть 5 статьи 46 ЖК РФ устанавливает общие положения о правовых последствиях решений общего собрания собственников, направлена на обеспечение баланса прав и интересов собственников МКД и не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы, равно как и статья 44 ЖК РФ, определяющая вопросы, которые относятся к компетенции собрания.

Оплата отопления во встроенно-пристроенных нежилых помещениях – определение № 1571‑О от 28.06.2022

Заявитель – арендатор встроенно-пристроенного нежилого помещения – оспаривал конституционность некоторых пунктов Правил предоставления коммунальных услуг № 354, устанавливающих:
- нежилое помещение в многоквартирном доме – помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения;
- определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами № 354;
- плата за потребленную тепловую энергию в нежилом помещении многоквартирного дома определяется в соответствии с пунктом 42.1 Правил № 354.

Чуть ранее арбитражный суд округа по иску к заявителю о взыскании задолженности произвел расчет стоимости тепловой энергии в соответствии с пунктом 42.1 Правил исходя из отапливаемой площади нежилого помещения.

По мнению заявителя, нормы распространяют свое действие на встроенно-пристроенные нежилые помещения, не входящие в состав многоквартирного жилого дома, учитываемые в ЕГРН как самостоятельные объекты недвижимости, имеющие изолированную (независимую) от жилого дома систему отопления (и иные инженерные системы).

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Нормы предписывают определять объем потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами № 354, обеспечивают справедливый баланс интересов поставщиков тепловой энергии и собственников помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения.
  • Нормы не предрешают вывод о том, является ли принадлежащий заявителю объект недвижимости нежилым помещением в многоквартирном доме.
  • Вопреки позиции заявителя, нормы не препятствуют судам при разрешении конкретных дел учитывать содержащиеся в ЕГРН сведений об объектах недвижимости.

Другая практика по ЖКХ Конституционного Суда РФ:

3 определения Конституционного Суда РФ по жилищным вопросам за май 2022 года
➜ 6 определений Конституционного Суда РФ за апрель 2022 года
➜ Практика Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за март 2022 года
 3 определения Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за февраль 2022 года
 5 определений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за январь 2022 года
➜ Практика Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за декабрь 2021 года
➜ 5 определений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за ноябрь 2021 года
➜ 5 решений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за октябрь 2021 года
➜ Практика Конституционного Суда РФ по ЖКХ за сентябрь 2021 года
➜ Практика Конституционного Суда РФ по ЖКХ за июль 2021 года
➜ 10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за июнь 2021 года
➜ 10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за май 2021 года

Антонина Юдина: