Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

3 определения Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за февраль 2022 года

Ежемесячно обобщаем практику Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ. Сегодня рассказываем о наиболее интересных определениях, принятых в феврале 2022 года. По всем ним суд отказал в принятии жалоб к рассмотрению.

Голоса по вопросу утверждения платы – определение № 338‑О от 24.02.2022

Заявительница оспаривала конституционность части 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ – «Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».
Чуть раньше ей отказали в признании недействительным решения общего собрания собственников и в признании незаконными действий по начислению платы за содержание жилья.

По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует Конституции РФ, поскольку ее применение приводит к нарушению порядка подсчета голосов участников общего собрания при принятии ими решения об утверждении размера платы за содержание жилья.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ устанавливает, в частности, порядок принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме – большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в таком собрании собственников, а также случаи, являющиеся исключениями из этого порядка, к которым не относится принятие решения об утверждении размера платы за содержание.
  • Эта норма направлена на обеспечение справедливого баланса интересов всех собственников, не нарушает права заявительницы, в деле которой суды указали на отсутствие существенных нарушений требований закона при принятии решения общего собрания.

Выселение из служебного жилья – определение № 350‑О от 24.02.2022

Заявители оспаривали конституционность статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», устанавливающей:
граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соцнайма, или имеют право состоять на таком учете, не могут быть выселены из жилых помещений без предоставления другого жилья, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Чуть ранее заявителей выселили из служебного жилья. Суды исходили из того, что граждане могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья, поскольку они не состояли, не стоят и не могут состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как не являются малоимущими.

По мнению заявителей, оспариваемая норма ставит возможность сохранения ранее предоставленных государством гарантий, предусмотренных статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР, в зависимость от имущественного положения граждан, занимающих служебные жилые помещения.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Статья 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» устанавливает гарантии социальной защиты для определенной категории граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, касающихся подтверждения нуждаемости в жилом помещении.
  • Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право названные в статье 49 этого Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. К таким категориям относятся малоимущие граждане (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).
  • Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Расчет площади членов семьи – определение № 351‑О от 24.02.2022

Заявитель оспаривал конституционность статьи 31 и 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которым:
- к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с таким собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи;
- при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Чуть ранее суды отказали заявителю, состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в признании незаконным отказа жилищно-бытовой комиссии в предоставлении жилого помещения. При этом суды исходили из того, что заявитель, его супруга и несовершеннолетняя дочь имели регистрацию по месту жительства в квартире, которая принадлежит на праве собственности в равных долях матери супруги и сыну заявителя. С учетом уровня обеспеченности общей жилой площадью заявителя и членов его семьи, рассчитанного исходя из размера жилого помещения, находящегося в их пользовании, площадь жилого помещения, которое может быть им предоставлено по договору социального найма, не должна превышать 23 кв.м, однако в многоквартирном доме, в котором предоставлялось жилье лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствуют такие жилые помещения.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы позволяют относить к членам семьи мать супруги, исчислять право пользования жилым помещением в квадратных метрах и учитывать такой расчет при определении уровня обеспеченности граждан жилой площадью в целях предоставления жилья по договору социального найма.

Позиция Конституционного Суда РФ:

  • Часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, определяющая граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, направлена на соблюдение баланса их интересов.
  • Эта норма призвана обеспечить предоставление этих гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям статьи 40 Конституции РФ.
  • Часть 7 статьи 57 Жилищного кодекса РФ направлена на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, не имеющего в собственности жилых помещений.

Другая практика по ЖКХ Конституционного Суда РФ:

5 определений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за январь 2022 года
➜ Практика Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за декабрь 2021 года
➜ 5 определений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за ноябрь 2021 года
➜ 5 решений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за октябрь 2021 года
➜ Практика Конституционного Суда РФ по ЖКХ за сентябрь 2021 года
➜ Практика Конституционного Суда РФ по ЖКХ за июль 2021 года
➜ 10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за июнь 2021 года
➜ 10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за май 2021 года

Поделиться мнением о прочитанном

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом