Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Онлайн-собрания собственников или ОСС через информационные системы: что такое, как проводятся

«Онлайн-собрание» собственников предусмотрено в ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ. Правильно называется «общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы». Такая форма предполагает участие в голосовании с помощью интернета, а точнее – с помощью информационных систем: ГИС ЖКХ, региональных информационных систем (например, ЕИАС ЖКХ в Московской области) или иных информационных систем.

Опубликовано 24.09.2021. Обновлено 30.07.2023.

Особенности:
✔ Только в отношении такой формы законодатель предусмотрел ограничения по длительности голосования – от 7 до 60 дней.
✔ Те, у кого нет интернета, нет возможности или желания голосовать дистанционно, участвуют в собрании путем заполнения обычного бумажного бюллетеня и передают его для подсчета администратору собрания.
✔ Очное собрание перед заочным собранием в любой информационной системе не требуется. В ч. 1 ст. 47 ЖК РФ про необходимость предшествующего очного собрания указан только традиционный вид заочного голосования – опросным путем (то есть сбор письменных бюллетеней), а заочного с использованием информационных систем там нет.
✔ Информационные системы бывают: государственная (ГИС ЖКХ), региональные (тоже создаются органами власти), иные – обычно коммерческие.
✔ Выбрав для голосования определенную информационную систему, собственники не лишаются права проводить обычные бумажные собрания.
✔ В онлайн-собрании особая роль отводится «администратору».

Администратор собрания

Администратор собрания – лицо (собственник или управляющая организация), которое обеспечивает проведение онлайн-собрания с технической точки зрения: размещает в системе сообщение о проведении собрания, вносит сведения о голосовании тех, кто решил голосовать на бумажном бюллетене.

Теоретически администратор может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ за:
• неразмещение информации в ГИС ЖКХ,
• нарушение установленных законодательством порядка, способов и (или) сроков размещения информации,
• размещение информации не в полном объеме,
• размещение недостоверной информации.
Всё это влечет предупреждение или административный штраф на физических лиц – от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц – от 5000 до 10000 рублей.

Самое полное представление о технической работе администратора можно получить из руководства пользователя – администратора общего собрания собственников.

Порядок проведения собраний собственников через интернет

На онлайн-собрания распространяются правила проведения обычных собраний, предусмотренные в ч. 4 ст. 45, ч. 3 и 4 ст. 46 ЖК РФ (это указано в ч. 2 ст. 47.1 ЖК РФ) – об уведомлении о собрании и его итогах.

Особенности уведомления об онлайн-собраниях:
Не позднее чем за 14 дней до даты начала собрания инициатор отдает администратору сообщение о проведении собрания. Как, куда именно надо передать это сообщение – должно предварительно решить общее собрание.
В самом же сообщении должны быть указаны:
сведения об инициаторе,
сведения об администраторе, а именно:
- наименование (фирменное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, официальный сайт, должность и реквизиты документа о назначении (избрании) на должность (для юридического лица),
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место постоянного проживания, номер контактного телефона, адрес электронной почты (для физического лица);
место и (или) фактический адрес администратора общего собрания;
форма проведения собрания – заочное голосование с использованием определенной информационной системы,
дата и время начала и окончания голосования (продолжительность),
повестка,
как собственники, которые не голосуют в системе, могут передавать свои бюллетени администратору,
порядок ознакомления с информацией, материалами, которые будут представлены на собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Администратор берет сообщение и размещает его в информационной системе – не позднее чем за 10 дней до даты и времени начала собрания. В этот же срок администратор с помощью той же системы рассылает сообщение о проведении собрания каждому собственнику.

Собственники могут голосовать либо в системе (выбрать «за», «против» или «воздержался»), либо передать администратору письменное решение. В последнем случае администратор в течение 24 часов с момента получения бюллетеня вносит в информационную систему сведения о голосовавшем, его решения и размещает там же электронный образ бюллетеня.
В ГИС ЖКХ и некоторых других системах голосовать можно также через мобильное приложение.

В ч. 11 ст. 47.1 ЖК РФ предполагается, что решения общего собрания автоматически сформируются в форме протокола и размесятся в системе в течение 24 часов после окончания голосования. На практике возможны задержки.

Почитать о реальном опыте подписчиков можно в материалах:
Опыт проведения собрания в заочной форме в ГИС ЖКХ
Проблемы при проведении первых онлайн собраний в ГИС ЖКХ
Ошибки ЕИАС ЖКХ МО

Первое онлайн-собрание через ГИС ЖКХ

В ГИС ЖКХ и региональных информационных системах первое онлайн-собрание можно провести без предварительных решений об этом на традиционных собраниях.
С иными информационными системами так нельзя, хотя есть и альтернативная точка зрения. Подробнее о ней и сравнении информационных систем можно почитать в отдельном материале: «9 показателей, которые помогут выбрать информационную систему для онлайн-голосования».

Инициатором такого первого онлайн-собрания может быть любой собственник или лицо, которое управляет домом.
Инициатор собрания становится его администратором (только в отношении этого собрания). Он определяет, сколько будет длиться голосование (от 7 до 60 дней), как именно не голосующие через интернет собственники смогут передать ему бумажные решения.

Получить права администратора в той же ГИС ЖКХ не всегда просто. ГИС ЖКХ предлагала читателям прикрепить протокол общего собрания о выборе администратора, но так как по новым правилам статьи 47.1 Жилищного кодекса РФ предварительный выбор администратора не очень нужен, то такого протокола почти ни у кого нет.
Поэтому инициаторы-собственники прикладывают вместо протокола заявление-запрос с цитатами из ст. 47.1 ЖК РФ о первом онлайн-собрании, а также выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности на помещение, и мучают жилищные инспекции.

В повестку первого онлайн-собрания обязательно включаются вопросы:
об определении администратора общего собрания (для будущих собраний),
о порядке приема администратором сообщений о проведении собраний и бюллетеней собственников,
о продолжительности голосования.
Жилищный кодекс РФ умалчивает о том, что будет, если инициатор-администратор не включит эти вопросы в повестку, или включит, но решения по ним не будут приняты.

Не позднее чем за 10 рабочих дней до даты первого онлайн-собрания инициатор-администратор размещает в информационной системе сообщение о проведении собрания, после чего там же направляет его остальным собственникам. Вместе с направлением сообщения он должен направить информацию о праве отказаться от собрания и о том, как это можно сделать. Тогда же инициатор-администратор извещает собственников о собрании классическим способом (как это предусмотрено для любой формы собрания), в том числе размещает в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных в подъездах или в пределах земельного участка) сообщение и правила доступа к информационной системе не зарегистрированных в ней собственников.

Особенность первого онлайн-собрания – право собственников отказаться от такого формата.
Для этого несогласные должны не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания передать в свою УК (ТСЖ, кооператив) письменные отказы от проведения общего собрания. УК должна зарегистрировать эти отказы, а потом – не позднее чем за два рабочих дня до собрания – представить их инициатору-администратору (ну или оставить у себя, если УК и есть инициатор). Сведения об отказах и сами письменные отказы должны размещаться в ГИС ЖКХ. В руководстве пользователя по ГИС ЖКХ написано, что размещать отказы может сам инициатор или управляющая организация.

Первое общее собрание не проводится, если набрались отказы собственников с более чем 50% голосов от общего числа голосов всех собственников в доме. Теоретически собственник может найти-проверить свой отказ в ГИС ЖКХ.
Если УК недобросовестная и выступает инициатором собрания, то у нее появится закономерное желание скрывать полученные отказы. В таком случае надо фиксировать факт их вручения/отправки, хотя едва ли это остановит процесс и избавит от необходимости обращения в суд с иском о признании решений общего собрания недействительным.

Собрание через другие информационные системы

Другие информационные системы – это сервисы, обычно созданные коммерческими организациями. Возможность их использования закреплена в ч. 13 ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ:
«Проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием иных информационных систем осуществляется в порядке и в сроки, которые предусмотрены ЖК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 47.1 ЖК РФ».

Так как процесс собраний в кодексе подробно не детализирован, то сервисы предлагают очень разные решения – с технической точки зрения.
Например, где-то можно голосовать только через мобильное приложение. Если вдруг вам захочется выбрать именно такой сервис, убедитесь, что администратор будет в состоянии внести в систему бумажные бюллетени тех, кто голосует традиционным способом. Недопустимо лишать их права на участие в собрании только потому, что они не хотят скачивать приложение или регистрироваться в незнакомой системе. Выгрузкой протокола тоже надо поинтересоваться. 

Важно! Если вы под давлением менеджеров какого-то сервиса придете к мнению о том, что первое онлайн-собрание можно проводить сразу в «иной» информационной системе, то, пожалуйста, убедитесь, что сервис позволяет выполнить все те действия, которые Жилищный кодекс РФ предусматривает для первого собрания в системе. Речь, в первую очередь, о том, как реализовано право собственников от отказ от подобного формата голосования (рассмотрено чуть выше). 

Что включить в повестку о выборе «иной» информационной системы

Для выбора какой-то конкретной информационной системы в повестку стоит включить такие вопросы:
✔ об использовании при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования иной информационной системы. Тут обычно прописывается название или адрес системы;
✔ об определении лица, которое от имени собственников уполномочено на использование иной информационной системы при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования (администратора). Это должен быть собственник или лицо, которое управляет МКД;
✔ о порядке приема администратором сообщений о проведении общих собраний собственников, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Это то, как и когда администратору удобно принимать собственников с их бюллетенями и инициатора с его сообщением о собрании. Например, по такому-то адресу, в рабочие дни с 19 до 21 часов, а в выходные – по предварительной договоренности по такому-то телефону;
✔ о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников в форме заочного голосования с использованием. Надо придумать число дней не меньше 7 и не больше 60.

Стоит включить в повестку вопрос об упрощенном порядке уведомления собственников о собрании (сообщениями на информационных досках), если раньше такое решение не принималось.

Если система платная для собственников, то надо заранее продумать и решить вопрос финансирования и оплаты (сколько стоит, кто оплачивает, как собирать с собственников). Плату часто собирает управляющая компания, поэтому надо договориться с ней, чтобы не было сюрпризов. Иногда собственник решают, что оплачивает собрание тот, кто его инициирует. В таком случае можно обойтись без управляющей компании. Если система бесплатная, то вопрос, разумеется, не нужен.

Для поиска иной информационный системы вновь отсылаем к материалу «9 показателей, которые помогут выбрать информационную систему для онлайн-голосования». На телеграм-канале «ЖКХ» публиковали перечень известных информационных систем с субъективным комментарием главного редактора СМИ (если вдруг не видели).

Напомним, что сервис учредителя нашего СМИ – ДомОнлайн – также содержит модуль для онлайн-голосований собственников (наряду с другими полезными функциями).
На сайте опубликован раздаточный материал по одному из проведенных им вебинаров: «Онлайн-собрания: проводить или погодить? Первые итоги судебной практики».

Антонина Юдина: