Колонка редактораЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

9 показателей, которые помогут выбрать информационную систему для онлайн-голосования и не разочароваться

Собственники могут проводить общие собрания через интернет, используя информационные системы – ГИС ЖКХ, региональные системы (РИС), «иные» информационные системы, которыми выступают всякие сторонние сервисы. Такая возможность закреплена в ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ. Именно на эту норму закона ссылаются компании, продвигающие свои сервисы для онлайн-собраний собственников. Что там с законностью у самих сервисов – постаралась описать в этом материале.

Предупреждение. Автору статьи приходилось много работать и общаться с разработчиками «иных» информационных систем, поэтому на вопросы читателей «что же выбрать?» было решено написать этот материал. Он отражает субъективное мнение, сформированное на основе работы с сервисами и анализа более десятка сайтов информационных систем, продвигаемых в интернете. Здесь не будет конкретных названий сервисов, так как имеющиеся косяки можно исправить, хорошую репутацию – испортить, а статья останется как есть, и хочется, чтобы она подольше оставалась полезной и актуальной.

Речь пойдет о выборе между иными информационными системами, но для полноты представления приведу небольшое сравнение с ГИС ЖКХ (региональными информационными системами).

ГИС ЖКХ, РИС или иная информационная система?

ГИС ЖКХ (РИС)Иная информационная система
Создана государством или региональными властями, поэтому авторитет вышеОрганы жилищного надзора могут сомневаться в легитимности собраний, а собственники могут бояться предоставлять свои данные для регистрации в системе
БесплатноЧаще всего, платно (но не всегда)
Первое онлайн-собрание не требует каких-то предварительных решений об этом на обычном собранииТребуется на обычном собрании предварительно принять решения об использовании иной информационной системы, выборе администратора и несколько других организационных вопросов. Но есть и другое мнение.
Решения собрания в ГИС ЖКХ не формируются в виде классического протокола, который можно распечатать и всюду носить.Чаще всего сформированный электронный образ протокола надо вручную вносить в ГИС ЖКХ, но зато его можно распечатать. 
Есть технические проблемы, которые долго решаются или не решаются.Проблемы тоже бывают, но техподдержка более гибкая, старается оперативно решить возникшие трудности
Администратор ковыряется в системе самостоятельно, используя инструкции и интуициюАдминистратору может предоставляться менеджер (помощник), который помогает освоить систему
Нет юридической помощи, например, для формулирования вопросов повесткиПомощь юриста есть в некоторых сервисах
Кому-то сложно разобраться в работе с системой.Более дружелюбный интерфейс как для администратора, так и для собственников

Если собственники хотят выбрать между иными информационными системами (возможно, в дополнение к ГИС ЖКХ, РИС), то стоит обратить внимание на следующие моменты:

1. Зарегистрирован ли владелец сервиса в Роскомнадзоре? 

Очень удивилась, когда не обнаружила там одной из разрекламированных систем, которой планируют пользоваться как минимум двое подписчиков нашего телеграм канала.

Для проверки достаточно вбить ИНН, название или фамилию в реестре на сайте Роскомнадзора.

Если компании там нет, то это означает, что ей наплевать на соблюдение законодательства о персональных данных. Если компания не в состоянии подать простое уведомление о том, что она обрабатывает персональные данные, то страшно подумать, как она «соблюдает» остальные, более трудоемкие требования по защите информации.

Кое-где просто невозможно установить владельца сервиса: в «подвале» сайта ничего нет, в контактах – безликий телефон и электронка. Только из политики конфиденциальности можно узнать правообладателя, и это оказывается физическое лицо. 

У другого сервиса нет даже и политики / соглашения относительно обработки персональных данных, с которыми пользователь обычно соглашается при оставлении заявки или регистрации. Даже при проверке через whois.ru обнаруживается, что домен зарегистрирован на некое частное лицо. Никаких ООО, ИНН на сайте нет, зато есть заявление «Проводим собрания с 2010 года!», ведь это более внушает доверие, чем указание организации, предоставляющей услуги. Или нет?

Не понимаю собственников, которые выбирают подобные сервисы, но начинаю понимать жилищные инспекции, которые с подозрением относятся к сторонним голосовалкам.

2. Есть ли сервис в перечне информационных систем, опубликованном в ГИС ЖКХ?

Это можно посмотреть на сайте ГИС ЖКХ:

Экселька скачивается объемная, искать жутко неудобно, стоит использовать «поиск по документу» или фильтры.

Важно! Этот пункт необязателен. По мнению автора, это просто хороший признак – сервис заинтересован во взаимодействии и дальнейшей интеграции с ГИС ЖКХ.

3. Что по цене и какой порядок оплаты?

По цене онлайн-собраний в иных информационных системах ограничений нет, потому что жадность безгранична.

Обычно минимально в стоимость закладывается выгрузка реестра 10 – 20-больше рублей за помещение / выписку / собственника. Также если предусмотрено смс-уведомление, то его стоимость. Может иметься опция обзвона квартир, что повышает стоимость на 30 – 50 рублей за собственника / помещение.

Важно! На сайте не указано, а в договоре потом может появиться абонентская плата просто за факт подключения дома к системе. Абонентская плата устанавливается из расчета на квартиру, собственника или в целом за дом. Примеры цен для общего представления: 20 рублей с помещения; 30 000 за дом.

Если написано, что «Наш сервис абсолютно бесплатен, без звездочек!», то в итоге окажется, что сервис бесплатный, но стоимость реестра собственников сюда не входит, надо загружать свой реестр или выписки из ФГИС ЕГРН.

Есть действительно полностью бесплатные для собственников сервисы, включающие даже выгрузку реестра собственников. Таких существует как минимум два (один региональный, другой по РФ), но обещала без названий, поэтому просто информирую, что такие есть.

Мне не очень понравилось, что у многих сервисов нет информации о стоимости на сайте. Надо звонить, оставлять заявку и узнавать. Кому-то так советуют делать маркетологи. Возможно, это и правда помогает обработать и заполучить побольше клиентов, но меня как потребителя это раздражает. То есть я должна оставить заявки на >10 сайтах, а потом выслушивать 10 продажников вместо того, чтобы просто сравнить цены и функциональность на сайтах.

4. Посмотреть оферту или договор, пользовательское соглашение, правила использования сервиса

Они тоже далеко не всегда выложены на сайте, но в них может быть много интересного. Например, порядок ограничения доступа к сервису как просто собственников, так и администратора. Или условие, по которому администратором собрания является сама компания, владеющая сервисом, а не кто-то из собственников.

Иногда прописывается согласие пользователей на рекламную рассылку и обзвоны. Это нужно сервису для дополнительного заработка: так как 20 тысяч за собрание мало, то можно получить еще процент от партнеров, которые будут прорекламированы (или навязаны?) собственникам.

5. Проверить компанию через сервисы для проверки контрагентов

Есть условно бесплатные сервисы (типа Зачестныйбизнес) и платные (Контур и т.д.).
Там можно посмотреть:

  • дату регистрации юрлица (это можно увидеть и в выписке из ЕГРЮЛ). Компании расплодились в 2020 году, когда были внесены поправки в Жилищный кодекс РФ относительно первого онлайн-собрания сразу в системе – ГИС ЖКХ. Теперь они агрессивно рекламируются, утверждая, что первое онлайн можно проводить сразу у них. На этом моменте остановлюсь отдельно ниже;
  • численность работников. Когда в компании всего 1 работник, а на сайте заявлена команда профессионалов, то это вызывает некоторые вопросы. Хотя, возможно, там все самозанятые;
  • отчетность (доходы, расходы, прибыль). Может оказаться так, что использование ее сервиса стоит недешево, на сайте заявлено о тысячах клиентов, а по факту оборотов у компании никаких нет.

6. Недобросовестная и недостоверная реклама

Если одним сервисам очень не хватает внимания Роскомнадзора, то другим не помешало бы знакомство с антимонопольной службой. На сайтах есть:
- некорректные сравнения – «лучший сервис для управления домом»,
- недостоверная информация – «самые низкие цены» – заявляют как минимум два сервиса (притом что есть полностью бесплатные варианты),
- ссылки на госорганы – «нас рекомендует ГЖИ N‑ской области!».
То есть допускаются нарушения п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

Обычного обмана тоже предостаточно. Это и количество подключенных домов, и наличие опытных юристов, и утверждение о том, что данные о собственниках загружаются напрямую из Росреестра, хотя по факту используются посредники. Сложность в том, что со стороны это узнать практически невозможно.

7. Оценить другую информацию на сайте

Стоит насторожиться, увидев ссылки на давно утратившие силу Приказы Минстроя №937/пр и 411/пр. Вместо них должен упоминаться Приказ № 44/пр. Но и его упоминание не гарантирует, что все документы будут ему соответствовать.

Встречаются странные с точки зрения юриста обороты:
- «Жилищная инспекция примет реестр». Зачем инспекции реестр, когда туда направляют протоколы?
- «Регистрация протокола в ГЖИ». Это как бы не регистрация, а передача на хранение.
- «Оспорить протокол». Оспаривается решение собрания, а не бумага.
Возможно, это не юридическая безграмотность несуществующего, но заявленного юриста, а просто упрощение для обывателя. Я тоже пишу «управляющая компания» вместо «управляющей организации» и «тариф» вместо «размера платы за содержание жилья», и это не означает, что я не знаю, как корректно.

Кто-то пишет: «На сегодняшний день в нашей команде 15 лучших специалистов в своем деле: аналитики, программисты, дизайнеры, маркетологи». Наличие маркетологов и отсутствие юристов объясняет многое.

Возможно, для других это нормально, но мне кажутся неприемлемыми настолько грубые манипуляции типа:
«любой собственник может самостоятельно без оплаты наших услуг провести ОСС. Для этого требуется:
Изучить Жилищный кодекс РФ, ознакомиться с 541-ПП Москвы, Законом о Реновации, подзаконными актами к Жилищному кодексу, приказами Минстроя, включая 937/пр, Гражданским и Земельным кодексами, Законом о персональных данных…
… Выполнить ряд действий, не предусмотренных законом, но объясняемый “внутренними инструкциями”, Законом о персональных данных, характером конкретного чиновника и т.п…
…Провести повторное собрание с учетом допущенных ошибок…».

8. Какой порядок подключения к системе?

Возвращаюсь к вопросу о первом онлайн-собрании сразу в системе.
В 2020 году в ст. 44 и 47.1 Жилищного кодекса РФ внесли изменения, которые позволили собственникам быстрее перейти на онлайн-голосование в ГИС ЖКХ и региональных информационных системах. То есть если ранее нужно было сначала провести традиционное бумажное собрание, принять на нем решения о возможности в будущем голосовать через информационные системы, выбрать администратора и решить другие организационные вопросы, то теперь этот шаг убрали.

Иные информационные системы разделились на 2 лагеря: одни по-прежнему предлагают помощь в проведении обычного собрания для выбора себя в качестве сервиса для онлайн-собраний, а вторые говорят, что поправки касаются всех систем, можно онлайн сразу у них. 

Минстрой РФ в своих письмах не раз обращал внимание на то, что голосование в иных информационных системах возможно лишь после решения об этом на бумажном собрании (например, Письма Минстроя № 15394-ОГ/04 от 28.06.2021, № 19301-ОГ/04 от 19.06.2020 – выкладывала в телеграм канале, ниже кусочек с обоснованием).

Еще одним доводом в пользу позиции Минстроя является то, что согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания относится:
«принятие решений об использовании при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования
- системы [ГИС ЖКХ] или региональной информационной системы, используемой для проведения общего собрания собственников в форме заочного голосования, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками,
- а также иных информационных систем независимо от способа управления многоквартирным домом.

Если первое онлайн можно сразу в иной системе, то зачем прописывать эти полномочия собрания, да еще и с разделением по способу управления? Непосредственное управление тут отмечено, так как эта форма не вписывается в порядок отказа от онлайна, а право на такой отказ прямо предусмотрено в ст. 47.1 ЖК РФ.

Здесь сервисы возражают: «да это просто полномочия написаны так, компетенция собрания, что именно оно может решать, никаких ограничений тут нет». Тогда зачем было нужно менять этот пункт, в котором раньше предусматривалось «принятие решений об использовании системы [ГИС ЖКХ] или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования». Можно было так и оставить, раз это просто полномочие и никакого смысла в это изменение не заложено.

Но письма ведомства не носят обязательного характера, а в законе написано не очень однозначно. Поэтому одни компании не рискуют действительностью принятых на собрании решений и на всякий случай помогают собственникам утвердить выбор себя на обычном собрании. Другие предоставляют этот выбор собственникам. А третьи говорят, мол, мы-то в отличие от других постигли Жилищный кодекс, и первое собрание точно можно сразу у нас, поэтому «давайте, собственники, рискуйте за свои деньги, мы не против экспериментов».

Здесь каждый решает для себя – верить Минстрою или некоторым сервисам, ждать судебной практики, рисковать или провести традиционное собрание по выбору информационной системы.

9. Посмотреть демо-ролики или побродить по демо-доступу.

Обычно с этого все начинают свое знакомство с сервисами, но я умышленно поставила этот пункт последним. По моему мнению, сервис может быть сколько угодно красивым и удобным, но если его владельцы обманывают и нарушают законодательство, то какое дело до его красоты? 

Собственникам нужно:
- чтобы результаты голосования нельзя было подделать,
- чтобы УК не могла повлиять на процесс голосования,
- чтобы не было проблем с жилищной инспекцией и судами,
- чтобы с их персональными данными бережно обращались,
- и всё это желательно подешевле.

Разобраться и освоиться можно в любой системе. Важно, чтобы сам сервис стремился к соблюдению прав собственников и приносил им пользу, а не просто выжимал из пользователей деньги, декларируя, как у него всё замечательно и по закону. 


Похожие новости
ЖКХРСО

Планируются изменения в закон о теплоснабжении

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУКПишут читатели

Споры по незаконным кладовкам в подвале МКД

ЖКХФЛТСЖ и ЖСК

Собрание собственников не может устанавливать вознаграждение правлению ТСЖ

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУКПишут читатели

Борьба управляющих организаций с кормлением голубей на балконах