Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Ответственность УК или ТСЖ за неуведомление о рассмотрении представления прокурора

Эта ответственность ровно такая же, как и за неисполнение запросов прокуратуры: статья 17.7 КоАП РФ.

Неисполнение представления может выражаться по-разному:
Кто-то просто игнорирует акт прокурорского реагирования либо осмеливается написать в ответ прямой отказ исполнять представление.
Некоторые дают формальный ответ, прямо не отказывая прокуратуре, но фактически не принимая мер по устранению нарушений.
Другие забывают дать ответ.
→ Еще одни попадают на штраф из-за того, что неправильно рассмотрели представление, а именно не уведомили прокуратуру о времени рассмотрения.

Рассмотрим неуведомление о времени рассмотрения представления

В конце представления прокуратура обычно требует рассмотреть представление с участием прокурора, для чего уведомить прокуратуру о дате и времени рассмотрения представления.

Если отношения между прокуратурой и поднадзорными нормальные, то обычно это сводится к договоренности между организацией и помощником прокурора о том, что УО просто впишет в ответ на представление фразу об участии этого помощника.

Если отношения неважные, на рассмотрение представления никого не позвали, а сам ответ не понравился прокурору, то он может возбудить дело об административном правонарушении лишь за неуведомление о времени рассмотрения представления.

Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре, посвященной представлению как мере прокурорского реагирования, «при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания».
Юристы УО, прочитав только эту статью, начинают думать, что раз руководитель – не коллегиальный орган, то их это не касается. Почему такое суждение ошибочно, хорошо видно на примере:

Решение Кемеровского областного суда № 12 – 396/2021

УО оштрафовали на 50 000 р. В жалобе она среди прочего ссылалась на то, что закон о прокуратуре не обязывает лицо, которому внесено представление, рассматривать представление с участием прокурора, а равно уведомлять прокурора о времени и месте его рассмотрения.

Суд возразил:

  • В силу ч.3 ст.7 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов.
  • Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Прокурор потребовал в представлении рассмотреть его со своим участием и уведомить о дне рассмотрения, что обществом не исполнено.
  • Участие представителя прокуратуры, как при коллегиальном рассмотрении представления прокурора, так и при единоличном рассмотрении директором общества представления прокурора не запрещено законом, а, напротив, соответствует его требованиям, а также целям деятельности прокуратуры.
  • Директор общества обязан был известить прокурора о времени и месте рассмотрения представления, однако им это выполнено не было.

Еще пример – решение Ростовского областного суда № 7.1 – 1453/2021

Прокуратура пыталась привлечь организацию к ответственности за то, что она не уведомила прокуратуру о дате, месте, времени рассмотрения представления, не обеспечило рассмотрение представления с участием представителя прокуратуры (представление было по поводу долгов за электроэнергию).

Районный суд решил, что в бездействии предприятия нет состава административного правонарушения: ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматривает обязательное извещение прокурора о дне заседания при рассмотрении представления коллегиальным органом.

Однако областной суд указал: эта норма не свидетельствует о том, что у прокурора отсутствует право знать о дате и времени рассмотрения представления.

«Таким образом, требование прокурора в части уведомления прокуратуры не может рассматриваться как незаконное и не уведомление органа прокуратуры о месте и времени рассмотрения представления образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Другие случаи привлечения к ответственности за неуведомление о времени рассмотрения представления

Решение Пермского краевого суда № 12 – 1132/2021

УО оштрафовали на 50 000 р. Она была несогласна с требованиями прокурора о перерасчете платы, считала их неконкретными, о чем и сообщила в ответе на представление. Однако она не уведомила прокуратуру о времени рассмотрения представления.
«Несогласие заявителя с требованием прокурора произвести перерасчет не освобождало ООО «УК «Комфортная среда» от обязанности исполнить требования прокурора известить его о времени и месте рассмотрения представления и рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района, основанные на части 3 статьи 7 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 – 1», – отметил суд.

Решение Пензенского областного суда № 12 – 171/2021

Прокуратуру уведомили о времени рассмотрения представления, но сделали это по телефону, зафиксировав в журнале телефонограмм организации. На это и ссылался представитель организации в суде, обжалуя штраф по 17.7 КоАП РФ.
В противовес этому доводу прокуратура предоставила рапорт того, кто был вписан в ответ на представление как присутствовавший при его рассмотрении. Из рапорта следовало, что представитель прокуратуры не приглашался.
Вероятно, прокуратура не стала бы докапываться до этой ерунды, если бы организация прислала нормальный, а не формальный ответ, что тоже было оценено как неисполнение требований прокурора.
Организацию наказали штрафом.

Решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа № 12 – 181/2020

В представлении от УО требовалось очистить придомовую территорию от мусора.
УО направила ответ на это представление, указав, что оно рассмотрено с участием представителя прокуратуры.

Однако суд пришёл к выводу, что это письмо не может является надлежащим доказательством исполнения представления прокурора, поскольку в ответе указывается на участие в заседании комиссии заместителя прокурора, который фактически не принимал участия в заседании данной комиссии.
«Таким образом, в установленный законом месячный срок ООО «Комфортный дом» представление прокурора исполнено не было; о месте и времени представления прокурор извещен не был; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру в установленный законом срок сообщено не было».

Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края № 12 – 651/21

УО получила представление по поводу незаконного отключения электроэнергии. Потом в прокуратуру поступило два письма от этой УО: сначала ответ на представление, а потом – уведомление о рассмотрении представления в здании прокуратуры.
В суде помощник прокурора подтвердил, что представитель УО в прокуратуру не приходил, что свидетельствует о формальном направлении уведомления, поскольку к моменту его направления уже было принято решение по представлению прокурора.
За такое формальное уведомление директора оштрафовали на 2000 р.

Решение Свердловского областного суда № 71 – 273/2021

ТСЖ назначили штраф 60 000 р.
Суд пришел к выводу, что представление прокурора о не предоставлении ответов гражданам рассмотрено без его участия и без предварительного уведомления прокурора о времени и месте его рассмотрения, нарушения закона, указанные в представлении, не устранены.

Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Требования о дисциплинарной ответственности в представлении прокурора к УК или ТСЖ
Как УК или ТСЖ избежать ответственности по 17.7 КоАП РФ

Подписаться на Telegram-канал «Проверки прокуратуры в сфере ЖКХ»

Нина Бадьина: