Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Какие суды по ЖКХ прокуратура проигрывает

В этом материале обобщена практика по последним делам в сфере ЖКХ, где прокуратура проиграла.

Материал опубликован 20.02.2023. Обновлен 05.04.2024.

Определение Первого КСОЮ по делу № 88 – 8582/2022 – переход на прямые договоры

Дмитровский городской прокурор Московской области обратился в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дмитровтеплосервис» о признании незаконным бездействия по уклонению от заключения прямых договоров горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с собственниками помещений МКД и возложении обязанности по заключению таких договоров.

Суд отказал в иске, так как выяснилось, что дом не подключен к централизованной системе горячего водоснабжения и эта коммунальная услуга оказывается с помощью индивидуального теплового пункта, который относится к общему имуществу данного дома.

Стоит отметить, что практика по заключению прямых договоров в домах с ИТП весьма противоречива.

Определение Седьмого КСОЮ № 88 – 18972/2022 – использование общего имущества магазином

Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах гражданина обратился в суд с иском, просил возложить на магазин обязанность демонтировать объекты: отдельно стоящее строение; пристрой, предназначенный для погрузки/разгрузки товара; пристрой, расположенный между входами в подъезды; стальной воздуховод; металлический козырек, укрепленный к фасаду здания, выносные блоки кондиционеров.

Суд отказал в иске, так все это было возведено и установлено до введения в действие ЖК РФ, то есть нормы о переустройстве, согласии собственников и т.д. к данной ситуации не применимы.

Кассационное определение Девятого КСОЮ № 88а-10136/2022 – формирование земельного участка

Прокурор Индустриального района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации города. Он просил обязать муниципалитет сформировать земельный участок под многоквартирным домом.

Суд отказал, так как пришел к выводу, что участок под жилым МКД уже сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, которые могут уточнить его границы в установленном законом порядке.

Кассационное определение Седьмого КСОЮ № 88 – 21008/2023 - водоотведение сточных ливневых вод

В 2021 и 2022 гг. выявлялись случаи высокого загрязнения воды в реке Увелька Южноуральского городского округа Челябинской области. Магнитогорская природоохранная прокуратура пришла к выводу, что администрация городского округа и гарантирующий поставщик ООО “ВодоОтведение плюс” своевременно не приняли меры по недопущению загрязнения реки сточными водами.

Прокуратура сначала внесла представления, а затем обратилась в суд. Она просила:

  • обязать администрацию при водоотведении сточных ливневых вод соблюдать требования об очистке вод на выпуске ливневой канализации № 2 в р. Увелька; обратиться в Росреестр за постановкой на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов системы ливневой канализации; 
  • возложить на ООО “ВодоОтведение плюс” обязанность обеспечить очистку при водоотведении сточных вод, сбрасываемых в реку Увелька на выпуске № 1.

Южноуральский городской суда Челябинской области требования прокуратуры удовлетворил. Апелляционный и кассационный суды посчитали такое решение суда первой инстанции ошибочным и отменили его.

Апелляционный и кассационный суды отметили, что прокурором выбран не тот способ защиты нарушенного права. Законом предусмотрен специальный способ защиты в случае причинения вреда окружающей среде – возмещение причинённого вреда, что прокурором заявлено не было.
Также суды указали, что отсутствуют основания для постановки ливневой канализации на учет в качестве бесхозяйного имущества, поскольку нет доказательств её существования в качестве объекта недвижимости. При этом администрация не уклоняется от учёта бесхозного объекта и его приведение в работоспособное состояние, осуществляются мероприятия по его выявлению, инвентаризации и восстановлению.

Определение 8 КСОЮ № 88а-24568/2023 - об установлении платы за жилое помещение

Прокуратура просила суд признать незаконным распоряжение начальника управления муниципального заказа и тарифной политики администрации Томска (далее – Управление) от 23.08.2021. Этим актом был определен размер платы за содержание жилого помещения одного из МКД, собственники помещений которого на общем собрании не приняли решение по этому вопросу.

По мнению прокуратуры, администрация не могла устанавливать размер платы для собственников этого МКД, так как они определили размер платы на ОСС в 2014 году. Пунктом 4.4 договора управления УО предоставлено право ежегодной индексации размера платы за содержание жилого помещения (если решением общего собрания тариф не был изменен).
Также прокурор полагал, что начальник Управления не имеет полномочий по принятию нормативно-правовых актов в сфере тарифного регулирования.

Но суды трёх инстанций указали, что тариф на содержание жилого помещения в спорном МКД не изменялся длительное время, поэтому Управление при наличии повода – обращения управляющей организации, законно и обоснованно издало распоряжение.

По мнению судов, в соответствии с договором управления, УО имеет право на индексацию тарифа только в отношении платы за содержание общего имущества и не имеет таких полномочий в отношении остальных составных частей платы за содержание жилого помещения.
Суды обратили внимание на то, что при установлении платы за содержание жилого помещения с использованием индекса потребительских цен её размер был бы больше размера платы, установленного распоряжением. Из чего они сделали вывод, что распоряжение не нарушает права неопределённого круга лиц, на что также ссылался прокурор.

Определение Оренбургского областного суда по делу № 33 – 8248/2023 - об отсутствии оснований для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам

В 2022 году Промышленный районный суд г. Оренбурга отказал в удовлетворении требований прокурора о признании недействительными договоров безвозмездного пользования нежилым помещением, обязании ООО УК “Промышленная”, ООО УК “Маяк” передать ключи от подвального помещения и освободить подвальное помещение МКД. Апелляционный суд согласился с нижестоящим судом.

Суды отказали в удовлетворении требований по причине пропуска срока исковой давности. Апелляционный суд дополнил, что не видит оснований для признания договоров безвозмездного пользования недействительными, поскольку передавая в 2016 году подвальное помещение в безвозмездное пользование ООО “УК «Промышленная”, собственники помещений МКД реализовали установленное ЖК РФ и ГК РФ право на такие действия. 

В 2023 году прокуратура вновь обратилась в суд с представлением о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам. В апреле 2023 года ОП № 4 МВД России “Оренбургское” было отказано в возбуждении уголовного дела по факту подделки подписи в протоколе ОСС от 2016 года в связи с истечением срока давности уголовного преследования. В материалах имелось заключение эксперта, из которого следовало, что подпись в протоколе ОСС в графе “председатель собрания” вероятно выполнена другим лицом.

Прокуратура полагала, что заключение эксперта свидетельствует о недостоверности решения ОСС. Этот факт, по мнению прокуратуры, является вновь открывшимся обстоятельством, так как суду не было известно о подделке протокола общего собрания.

Однако суды были другого мнения, они указали, что отказ в возбуждении уголовного дела не свидетельствует о фальсификации доказательств. А “результат экспертного исследования относительно принадлежности подписи в протоколе председателю носит вероятностный характер, что не свидетельствует с необходимой достоверностью о фальсификации документа”.

Суды пришли к выводу, что “обстоятельства не могли повлиять на исход дела, поскольку одним из самостоятельных оснований для отказа в иске в силу абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации послужил факт пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями”.

Кассационное определение Седьмого КСОЮ по делу № 88а-2004/2024 – об отказе в признании незаконным ответа на представление 

Губернатор Свердловской области отказался удовлетворять требование прокуратуры о принятии административного регламента государственной услуги по установлению размера платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения в индивидуальном порядке.

Заместитель прокурора области обратился в суд за признанием незаконным ответа губернатора, возложении обязанности повторно рассмотреть представление прокуратуры. Однако суды трех инстанций оказались не на стороне надзорного органа.

Суды указали, что порядок и сроки рассмотрения представления губернатором соблюдены, о результатах рассмотрения сообщено в прокуратуру области. Апелляционный суд также полагал, что требование о повторном рассмотрении представления не соответствует целям и задачам административного судопроизводства, так как губернатор не собирается менять позицию по спорному вопросу.

В кассационном представлении прокуратура ссылалась на то, что нижестоящие суды не проверили оспариваемый ответ по существу, не разобрались, является нарушением закона отсутствие административного регламента. Но кассационный суд отклонил доводы прокуратуры.
“Вопрос о незаконности бездействия должностного лица по непринятию Административного регламента в рассматриваемом деле не ставился, требований об этом административным истцом не заявлялось, а в случае рассмотрения такого вопроса, суды не только бы вышли за пределы заявленных административных требований, что противоречит положениям ст. 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, но и нарушили положения ст. 10 Конституции РФ, предусматривающий принцип разделения властей”.

Определение Первого КСОЮ по делу №88 – 34227/2023 - об отказе в удовлетворении требований о сносе кладовой

Один из МКД в Белгороде, которым управляет ООО “Градъ Сервис”, привлек внимание нескольких надзорных органов. На 3 этаже 3 подъезда МКД у выхода на общий балкон было возведено кладовое помещение. В техническом паспорте на дом кладовые не были предусмотрены. Также по стене на лестничных клетках 3 и 6 этажей МКД проложены две дополнительных линии из ВРУ. 

ООО “Градъ Сервис” сначала получило предостережение от органа пожарного надзора Белгородской области. А затем прокуратура Белгорода через суд потребовала УО снести самовольную постройку в виде кладового помещения. Схожие требования предъявило в суде и УГЖН Белгородской области. Орган жилнадзора просил обязать УО привести места общего пользования в 3 подъезде на 3 этаже МКД в соответствии с технической документацией, а также привести внутренние электрические сети в соответствие со СП 256.1325800.2016, СП 31 – 110-203.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований прокурора и частично удовлетворил требования УГЖН Белгородской области. ООО “Градъ Сервис” было обязано привести места общего пользования в 3 подъезде на 3 этаже МКД и внутренние электрические сети в 3 подъезде на 6 этаже в соответствие с технической документацией и нормативными актами.
Суд не увидел доказательств того, что кладовое помещение возведено и находится в пользовании ООО “Градъ Сервис”, а значит, нет оснований для возложения на общество обязанности по сносу кладовой, как самовольной постройки.

Суд опирался на два ранее вынесенных решения Октябрьского районного суда г. Белгорода. 
Одним из них квартира на 3 этаже 3 подъезда спорного МКД сохранена в перепланированном и переустроенном состоянии. К переустройству квартиры судом было отнесено и проведение в квартиру двух дополнительных линий электропередач из ВРУ на 3 этаже.
Вторым решением было отказано в удовлетворении требования ООО “Градъ Сервис” к собственнику кладовки на 3 этаже 3 подъезда спорного МКД о сносе самовольной постройки. Было установлено, что кладовое помещение было возведено при сдаче дома в эксплуатацию.

Апелляционный суд внес коррективы в решение суда первой инстанции. Он полагал, что также не подлежат удовлетворению требования к ООО “Градъ Сервис” о приведении мест общего пользования в 3 подъезде на 3 этаже МКД в соответствие с технической документацией и нормативными актами. Такого же мнения придерживался и кассационный суд.

Определение Верховного Суда РФ по делу № 48-КГ23 – 24-К7 – о концессионном соглашении

Троицкий районный суд Челябинской области удовлетворил требования прокурора к администрации МО «Ключевское сельское поселение» о проведении конкурса и заключении концессионного соглашения.
Суд обязал администрацию в течение года провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения, заключить концессионное соглашение. Апелляционный и кассационный суды посчитали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Верховный Суд не согласился с выводами нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение . Основания для принятия такого решения следующие:

  • Организация водоснабжения населения и водоотведения не относится к вопросам местного значения сельских поселений. Суды не установили обязанность Ключевского сельского поселения по организации водоснабжения и водоотведения, в том числе путем заключения концессионного соглашения. 
  • Возлагая обязанность заключить концессионное соглашение, суд не определил его стороны и условия.
    “Кроме того, абстрактная обязанность заключить концессионное соглашение по результатам проведения конкурса также не сможет быть исполнена в случае отказа участника конкурса от подписания соглашения или объявлении конкурса несостоявшимся (ч. 2 ст. 36 Закона о концессионных соглашениях)”.
  • Объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых заявлены исковые требования, не свободны от прав третьих лиц, так как переданы по действующему договору аренды ООО “Новые коммунальные системы – Троицк”. “Возложение обязанности провести конкурс и заключить по его результатам концессионное соглашение приведет к нарушению прав ООО «Новые коммунальные системы – Троицк» как участника гражданского оборота, который вправе рассчитывать на его стабильность”.

Определение Восьмого КСОЮ по делу № 88 – 3843/2024 – об установлении дополнительных взносов на капремонт

Собственники помещений одного из МКД города Рубцовска приняли решение о формировании фонда капремонта на спецсчете ТСЖ “Аманта”. 15 сентября 2021 года на общем собрании собственники установили размер взноса, превышающего минимальный размер взноса на капитальный ремонт с 1 сентября 2021 года по 30 апреля 2022 года (13,38 руб. за 1 кв. м). Аналогичное решение было принято 14 марта 2022 года. Решением ОСС от 31 октября 2022 года был установлен дополнительный взнос на капремонт за период с 1 февраля 2020 года по 31 августа 2021 года (2,50 руб. за 1 кв. м).

В 2022 году собственники на общем собрании решили использовать 550 тысяч рублей со спецсчета для оплаты работ по благоустройству дворовой территории. 38 тысяч было решено направить на установку видеонаблюдения. Эти деньги были собраны собственниками за счет оплаты взноса на капремонт в повышенном размере.

Прокуратура города Рубцовска полагала, что решение ОСС о направлении средств со счета капремонта на благоустройство дворовой территории противоречит положениям части 3 статьи 166 ЖК РФ, поэтому обратилась в суд. Прокурор просил признать незаконными решения ОСС от 31 октября 2022 года, 14 марта 2022 года, 15 сентября 2021 года в части установления дополнительных взносов на капремонт.

Суд первой инстанции признал недействительным решение ОСС от 31 октября 2022 года, полагая, что содержание придомовой территории, обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок относится к услуге текущего содержания. Требования о признании незаконными двух других решений ОСС суд оставил без удовлетворения из-за пропуска срока на обращение в суд. Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требований прокурора.

Суд второй инстанции отметил, что произведенные работы можно отнести к капитальному ремонту, в связи с чем собственники МКД имели право направить собранные денежные средства в рамках дополнительных взносов на капитальный ремонт на проведение указанных работ. Апелляционный суд отверг доводы прокурора о причинении убытков собственникам вследствие принятия решения о повышенном взносе на капремонт и направлении их на благоустройство дворовой территории.

Кассационный суд согласился с судом апелляционной инстанции.
“Суд апелляционной инстанции верно указал, что увеличение тарифа на капитальный ремонт МКД на определенный конкретный временной промежуток, связанный с благоустройством территории МКД, не может быть расценен как причинение истцу убытков, исходя из смысла положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как под таковыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Материальным истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие убытков, обусловленных принятием оспариваемого решения собственниками МКД”.

Определение Верховного суда РФ № 45-КГ24 – 3‑К7 - дело об устройстве контейнерной площадки

Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском к ТСЖ № 116 о возложении обязанности организовать площадку накопления ТКО. 
Суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора, а суды апелляционной и кассационной инстанций признали решение нижестоящего суда законным.

Верховный Суд отменил ранее принятые решения и направил дело на новое рассмотрение.
Суд напомнил, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений МКД могут принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу.

В предыдущих судебных инстанциях ТСЖ ссылалось на невозможность размещения контейнерной площадки на общедомовом земельном участке. 
На участке расположены различные сети (теплоснабжения, водоснабжения, линии связи и иные), центральный тепловой пункт. У каждой из сетей своя охранная зона, в пределах которой запрещено размещение площадки накопления ТКО. Площадь участка под многоквартирным домом не позволяет обустроить площадку накопления ТКО с соблюдением СанПиН 2.1.3684 – 21, о чем ТСЖ сообщало в орган местного самоуправления и в судебных заседаниях.
Также суд напомнил, что решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу, принимается собственниками помещений МКД.
“Между тем, как видно из материалов дела, решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, собственниками помещений не принималось, в том числе по вышеизложенным доводам (отсутствие возможности размещения площадки на земельном участке дома с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований)”.

Какие суды по ЖКХ прокуратура выигрывает
Обращение прокуратуры в суд с исками в сфере ЖКХ
Как УК или ТСЖ избежать ответственности по 17.7 КоАП РФ
 Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
➜ Неудачи прокуратуры при привлечении УК и ТСЖ к административной ответственности
➜ Уголовная ответственность руководителя УК или ТСЖ по инициативе прокуратуры

Материал написан для нашего Telegram-канала «Проверки прокуратуры в сфере ЖКХ»

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом