Если посмотреть на статистическую отчетность прокуратуры за 2022 год, то выяснится, что в сфере ЖКХ было направлено 29 485 исков. Это в 4 раза меньше, чем представлений. То есть мера не самая популярная. Часто применяется из-за необходимости поддерживать показатель на уровне не ниже аналогичного периода прошлого года (26 404 иска было направлено в 2021 году).
Когда прокурор имеет право обратиться с иском в суд, написано в ст. 45 ГПК РФ.
Он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту:
- прав, свобод и законных интересов граждан,
- прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
- интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В первом случае прокурор может обратиться с иском в интересах какого-либо гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Есть и исключения из этого правила. Ограничение не распространяется на случаи, когда к прокурору обратились граждане с заявлениями о:
- защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- защите семьи, материнства, отцовства и детства;
- социальной защите, включая социальное обеспечение;
- обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
- охране здоровья, включая медицинскую помощь;
- обеспечении права на благоприятную окружающую среду;
- обеспечении права на образование.
К сфере ЖКХ отсюда мало что применимо. Поэтому обычно при необходимости подать иск в доме отыскивается подходящий человек – инвалид, ветеран и т.п. – в интересах которого можно без проблем обратиться с иском.
Во втором случае – с неопределенным кругом лиц – тоже не все так просто.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2004 г. разъясняется, что под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Всех собственников помещений в МКД можно индивидуализировать, всех проживающих в доме – сложнее. А если взять гостей и мимо проходящих людей, то круг становится более неопределенным.
Поэтому возможность обращения прокурора в суд с тем или иным иском зависит от требований и от сложившейся в регионе практики.
Прокуратура может обращаться в суд ради показателей с «массовыми» исками – например, о заполнении ГИС ЖКХ, обустройстве контейнерных площадок, ремонте детских площадок и т.п. ко всем, кто, по ее мнению, не соблюдает законодательство на поднадзорной территории. Тут, как говорится, «ничего личного».
Бывает, что прокуратура обращается с исками, если УО не исполнила ранее внесенное представление.
В этом плане хорошим примером будет определение Девятого КСОЮ №88 – 396/2021
Прокуратура три раза вносила представления, касающиеся содержания общего имущества. УО кормила завтраками, но фактически требования не исполняла. Тогда прокуратура пошла в суд и выиграла три инстанции.
Суд обязал УК:
- утеплить слуховое окно подвала,
- произвести ремонт детской качели (маятника), детской карусели;
- произвести ремонт лестницы, ведущей в подвал;
- восстановить освещение в подвале;
- произвести установку ограждения контейнерной площадки;
- отремонтировать отмостку.
На что УК только не ссылалась в своих возражениях на иск:
- Площадку должен содержать муниципалитет.
- Суд не определил порядок производства текущего ремонта.
- Прокуратура не имеет права на обращение с иском в суд (в ходе рассмотрения дела один из пенсионеров, в интересах которых и обратился прокурор, внезапно «передумал» и отказался от своих претензий).
- Невозможно исполнить решение суда в части ремонта детской качели и карусели, поскольку они тоже внезапно были похищены (!) с детской площадки, о чём подано заявление в полицию.
Суд проигнорировал все эти ухищрения.
➜ Какие суды по ЖКХ прокуратура проигрывает
➜ Какие суды по ЖКХ прокуратура выигрывает
➜ Как УК или ТСЖ избежать ответственности по 17.7 КоАП РФ
➜ Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
➜ Неудачи прокуратуры при привлечении УК и ТСЖ к административной ответственности
➜ Уголовная ответственность руководителя УК или ТСЖ по инициативе прокуратуры
Подписаться на Telegram-канал «Проверки прокуратуры в сфере ЖКХ»