Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…
УК через суд добивалась получения ключей от электрощитка в подъезде МКД
В Краснодарском крае жильцы двух квартир (ответчики) самовольно закрыли этажный электрощиток, размещенный в межквартирном коридоре МКД. Навесили на его дверцы замки и тем самым ограничили доступ УК к электросчетчикам в том числе для визуального осмотра, проверок правильности подключения и работы. О наличии таких препятствий УК составила акты и попыталась решить проблему с инициативными жильцами. Безуспешно.…

Ответственность УК и ТСЖ за неисполнение требований (запроса) прокуратуры

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора:
Должностное лицо может получить штраф 2000 – 3000 р. либо дисквалификацию от 6 месяцев до года.
Юридическому лицу грозит штраф 50 000 – 100 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Эта статья применяется не только при неисполнении запросов прокуратуры, но и при неисполнении требований, которые содержатся в актах прокурорского реагирования.
Сейчас разберем примеры административок, связанных именно с запросами прокуратуры о предоставлении сведений и документов.

Решение Архангельского областного суда № 7п-296/2021

Управляющую организацию наказали штрафом на 54 000 р.
До этого прокуратура проводила проверку по поручению вышестоящей прокуратуры и запросила очень много информации – от наличии лицензии и перечня домов в управлении до вопросов уборки придомовой территории.

На что УО ответила: запрос получила, исключите из него то, что размещено в ГИС ЖКХ. Все это было приправлено цитатами из закона о прокуратуре и не содержало иной информации из числа запрошенной.

Суд согласился с тем, что УО совершила административное правонарушение.

  • Ссылка на размещение части запрошенных документов на интернет-сайте ГИС ЖКХ не может быть принята во внимание.
  • В силу закона о прокуратуре РФ прокурор не вправе запрашивать информацию, документы и материалы или их копии, которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами)
  • Между тем сайт ГИС ЖКХ не является официальным сайтом ООО УК «Жилуправление».
  • Все запрашиваемые прокурором сведения и информация в ГИС ЖКХ данным обществом не размещены.
  • Оценка целесообразности запроса соответствующих сведений прокурором не входит в полномочия юридического лица.

Решение Архангельского областного суда № 7п-423/2020

УО оштрафовали на 52 000 р.
Оно не исполнило требование о предоставлении копий документов, подтверждающих проведение проверок состояния дымовых и вентиляционных каналов газифицированных МКД, находящихся в управлении.
При этом направило в прокуратуру ответ с отказом в предоставлении запрашиваемых сведений в связи с занятостью работников вопросами хозяйственной деятельности организации и возможностью получения данной информации на Интернет-сайте ГИС ЖКХ.

Суд пришел к выводу, что ГИС ЖКХ не содержит информации о проведении УК проверок состояния дымовых и вентиляционных каналов.

Решение Иркутского областного суда № 7 – 135/2021

Управляющую организацию оштрафовали на 50 000 рублей.
Прокуратура проводила проверку по поводу платы за содержание жилья (исключена ли из нее плата за обращение с ТКО).
От УО потребовали в срок до 28 января предоставить информацию по этому вопросу.
Запрос от 25 января направлен в адрес УО по электронке с ящика заместителя прокурора на электронный адрес УО с последующим направлением почтой.
Ответ пришел на электронку лишь 5 февраля, датирован 3 февраля. Содержал среди прочего указание, что оригинал ответа направлен почтой.

Суд согласился с прокуратурой, что УО нарушила срок предоставления ответа. На момент вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении оригинал ответа ООО «УО Прогресс» в прокуратуру так и не поступил.

Представитель УО настаивал, что запрос прокурора не соответствует Инструкции по делопроизводству, в которой указано, что исходящая корреспонденция направляется организациям заказным письмом с уведомлением или нарочно и вручается под расписку, запрос направлен почтовой связью за пределами срока его исполнения (29 января), а запрос по электронке они не получали. 

Суд посчитал доводы ничем не подтвержденными, в том числе указал:

  • Материалами дела подтвержден факт последующего направления требования от 25 января посредством почтовой связи, как того требует инструкция.
  • Электронный адрес указан на сайте организации. Принадлежность почты компании не опровергнута.

Решение Пермского краевого суда № 12 – 956/2020

На 50 000 р. оштрафовали Фонд капремонта.
Прокуратура по жалобе жильца направила в ФКР запрос о предоставлении информации о выполнении капитального ремонта общего имущества дома, информации о причинах отсутствия капитального ремонта (с приложением подтверждающих документов) и явке для дачи пояснений.
Никто не пришел.

Прокуратура направила повторное требование, на которое получила ответ, что в связи с большой загруженностью специалистов фонда направить представителя к не представляется возможным, требуемая информация направлена письмом ранее.
Однако в этом письме было написано лишь то, что региональным оператором проведено и принято комплексное обследование.

Суд пришел к выводу, что указанная ФКР информация не является надлежащим исполнением требований прокурора, подтверждающие документы не представлены. Причины неявки по вызову в прокуратуру уважительными признать нельзя.

Постановление Дмитровского городского суда Московской области № 5 – 1609/2020

Управляющую организацию оштрафовали на 50 000 рублей за неисполнение требования прокурора.
Это неисполнение представитель компании объяснял следующим: для предоставления всех необходимых документов был дан слишком короткий срок –неделя, при этом запрашиваемые документы находились по другому адресу, и сотрудник, которому было поручено выполнение запроса, не имел надлежащей доверенности на получение данных документов. Потом документы предоставили.
Такие объяснения никак не помогли компании избежать ответственности.

Решение Советского районного суда города Липецка № 12 – 301/2021

Директора УО оштрафовали на 2000 р.
До этого УО уведомили о проведении выездной проверки деятельности ГЖИ Липецкой области, в связи с чем от УО требовали предоставить доступ к общедомовому имуществу и обеспечить явку сотрудников. Вместо этого прокуратура получила письменный отказ.

В суде УО пояснила: на ГЖИ она не жаловалась, проверка проводилась не в отношении УО, поэтому она ничего никому не должна; требование о предоставлении доступа в технические помещения в указанное в уведомлении время нарушает права УО.

Однако суд отметил: «то обстоятельство, что проверка проводилась не в отношении ООО «Управляющая организация «Кит», а в отношении ГЖИ Липецкой области не освобождает руководителя, как постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, от исполнения требований прокурора, указанных в уведомлении о выездной проверке».

Решение Красноярского краевого суда № 7п-340/2020

УО оштрафовали на 50 000 рублей.
Прокуратура по жалобе жителей направила в эту УК требование о предоставлении копии договора уступки права требования в отношении задолженности собственников помещений МКД. Документ предоставлен не был, как и на повторное требование прокуратуры.

В суде УО указала:
- документы, запрашиваемые прокуратурой, не относились к предмету проверки соблюдения жилищных прав жителей МКД,
- прокурор не вправе был требовать договор уступки прав требования заключенного с ООО УК «Щит», о чем в прокуратуру своевременно был дан соответствующий ответ.
- те документы, что УО посчитала относящимися к проверке, были предоставлены в прокуратуру.

Суд установил, что жители жаловались на ненадлежащее содержание общего имущества, а также на фиктивное заключение ООО УК «Энергия Сибири» и ООО УК «Щит», директором в которых является одно и то же лицо, переуступки прав требования для усложнения оспаривания качества и факта оказания коммунальных услуг.
На основании этого суд пришел к вводу, что запрошенный документ соответствовал цели проверки (в рамках рассмотрения обращения граждан).

 Требования прокурора (запросы) в УК и ТСЖ – что нужно знать
➜ Ответственность УК или ТСЖ за отказ исполнить представление прокурора
➜ Как УК или ТСЖ избежать ответственности по 17.7 КоАП РФ

Подписаться на Telegram-канал «Проверки прокуратуры в сфере ЖКХ»

Нина Бадьина:
Related Post