Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Верховный Суд РФ разбирался, должна ли УК оплатить взносы на капремонт вместо собственников

Собственники не заплатили в ФКР за капремонт, и тогда регоператор решил взыскать их долги с управляющей компании. Он выиграл три судебных инстанции.
Только Верховный Суд РФ заметил, что тут что-то не так.

В Татарстане УК управляет домами, которые аккумулируют взносы на капремонт на счете регоператора.
Между регоператором и УК есть договор о взаимодействии по вопросам обеспечения капремонта. По этому договору УК обязана обеспечивать поступление взносов от собственников на счет Фонда.
По региональному закону собственники уплачивают взносы по платежкам, представленных организацией, начисляющей платежи за ЖКУ.

Фонд посчитал, сколько ему должно было поступить и сколько фактически поступило. Возникшую разницу он решил взыскать с компании, ведь она не обеспечила поступление денег.
Так как после обращения в суд требуемая сумма поступила на счет Фонда, то с УК взыскали только проценты за пользование чужими денежными средствами.

Верховный Суд обратил внимание на обстоятельства дела:
• Платежки за ЖКУ формирует АО «Татэнергосбыт», у которой об этом заключен договор с УК.
УК просто передает платёжки от АО «Татэнергосбыт» собственникам.
Собственники уплачивают взносы на счет АО «Татэнергосбыт», которое дальше перечисляет деньги Фонду.
• Взысканием долгов занимается и вовсе другая организация (МУП) – тоже по договору с УК.
• Однако суды не исследовали договоры УК с составителем платежек и взыскателем долгов, не установили, кто за что отвечает.

Верховный Суд отметил: то, что изначально заявлено к взысканию – это не уплаченные собственниками взносы на капитальный ремонт.
Однако в законе и в договоре отсутствует обязательство УК уплачивать взносы на капитальный ремонт вместо должников. Иск о взыскании таких сумм с УК является необоснованным.

Кроме того, договор между УК и Фондом является безвозмездным, то есть никто по нему денег другой стороне не должен. А статья 395 ГК РФ, которую суды применили для взыскания процентов, предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства.

Более того, УК обратила внимание Верховного Суда РФ (и он с ней согласился) на такое обстоятельство.
Фонд отказался от взыскания основной суммы потому, что ему АО «Татэнергосбыт» перевело нужную сумму. Но это были текущие платежи собственников, а не деньги должников. При таком раскладе суды должны были проверить законность отказа Фонда от части своих требований, не нарушает ли отказ прав других лиц.

Дело направлено на новое рассмотрение (Определение № 306-ЭС22 – 19673 по делу № А65 – 18602/2021).

Антонина Юдина: