ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…
Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…

Как в ТСЖ вводится плата за контроль допуска на придомовую территорию

В сентябре 2021 г. в МКД под управлением ТСЖ «Гастелло‑1» (г. Екатеринбург) состоялось ОСС, на котором стоял вопрос об организации с 01.09.2021 контроля допуска на придомовую территорию. В ОСС приняли участие собственники с 74,07% голосов, «за» проголосовали собственники с 57,16% голосов от общего числа голосов участников этого собрания.

Спустя три месяца на ОСЧ был поставлен вопрос об утверждении с 01.12.2021 ежемесячной платы за обслуживание системы контроля допуска на придомовую территорию в размере 3 р./кв.м. для помещений без машин, 10 р./кв.м. и 20 р./кв.м. – с одной и двумя машинами соответственно. В ОСЧ приняли участие члены ТСЖ с 77,11% голосов, за введение платы проголосовали члены ТСЖ, имеющие 57,3% голосов от общего числа голосов участников собрания.

В феврале 2023 г. собственница квартиры В. обратилась в суд и просила признать недействительным решение ОСЧ о введении платы за обслуживание системы контроля допуска на придомовую территорию. Истица указала, что принятие решений об оказании собственникам дополнительных платных услуг относится к компетенции ОСС, а не ОСЧ.

Суды не стали рассматривать требования В. по существу и отказали в иске в связи с истечением 6‑месячного срока исковой давности (ч. 5 ст. 181.4 ГК РФ). В то же время апелляционный суд (определение по делу № 33 – 12869/2023) прямо указал, что плату за допуслугу можно было ввести только решением ОСС, а решение о введении контроля допуска на придомовую территорию должно было приниматься не менее 2/3 голосов (66,67%) от общего числа голосов собственников помещений в МКД (в рассматриваемом же случае набрано только 42,34%).

В ходе судебных разбирательств В. параллельно обратилась с жалобой на неправомерные начисления в департамент госжилстройнадзора, и тот выдал ТСЖ предписание прекратить выставление платы за обслуживание системы контроля допуска в отсутствие правовых оснований и произвести перерасчет.

ТСЖ оспорило данное предписание в суде. 

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что решение ОСЧ, на основании которого товарищество стало предъявлять жильцам плату за допуслугу, не признано судом недействительным.

Однако апелляционный и кассационный суды (постановление АС УО по делу № А60 – 42082/2023) не согласились с нижестоящей инстанцией и признали предписание госжилстройнадзора законным:

  • Решение ОСС о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, принимается квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД) (п. 2 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). В данном случае за организацию контроля допуска на придомовую территорию отдано только 42,34% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. А поскольку кворума не было, это решение недействительно (п. 1 ст. 166 ГК РФ).
  • Плату за дополнительные услуги вправе устанавливать только ОСС. Общее собрание членов ТСЖ не уполномочено на решение вопросов, отнесенных к компетенции ОСС (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, п. 17 Правил содержания общего имущества № 491). В данном случае вопрос об утверждении платы за обслуживание системы контроля допуска ставился на ОСЧ, а не ОСС. При этом за введение платы проголосовали собственники (члены ТСЖ), имеющие только 37,25% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в МКД. А требуется – не менее 2/3 (66,67%).

Заметим, что само по себе голосование на ОСЧ по вопросам, относящимся к компетенции ОСС, хотя и является процедурной ошибкой, еще не свидетельствует о недействительности принятых на ОСЧ решений. Ведь члены ТСЖ и являются собственниками. Проблема упирается только в наличие необходимого для ОСС кворума.

Как судами рассчитывался необходимый кворум в рассматриваемом деле, можно увидеть в таблице ниже.

ОСС по вопросу организации контроля допуска на придомовую территорию:

Общее количество голосов собственников (площадь всех жилых и нежилых помещений МКД)9587,9100%
Количество голосов собственников, принявших участие в ОСС7102,6574,07% (7102,65/9587,9)*100
Количество голосов собственников, отданных за организацию контроля допуска на придомовую территорию, в общем количестве голосов собственников, принявших участие в ОСС4059,8757,16%(4059,87/7102,65)*100
Количество голосов собственников, отданных за организацию контроля допуска на придомовую территорию, в общем количестве голосов всех собственников (принявших и не принявших участие в ОСС)4059,8742,34%(4059,87/9587,9)*100
Минимально необходимое количество голосов собственников за организацию контроля допуска на придомовую территорию в общем количестве голосов всех собственников (принявших и не принявших участие в ОСС)6391,9466,67%
(9587,9х2/3)*100

В данном случае инициаторы ОСС считали, что кворум имелся (57,16%). Суд же пришел к выводу, что кворума не было (42,34%) при необходимом кворуме 66,67%.

ОСЧ по вопросу взимания платы за обслуживание системы контроля допуска на придомовую территорию:

Общее количество голосов членов ТСЖ (площадь помещений, собственники которых написали заявления о вступлении в члены ТСЖ)8084,12100%
Количество голосов членов ТСЖ, принявших участие в ОСЧ, от общего числа голосов членов ТСЖ6233,8177,11%(6233,81/8084,12)*100
Количество голосов членов ТСЖ, отданных за введение ежемесячной платы за обслуживание системы контроля допуска, от общего числа голосов членов ТСЖ, принявших участие в ОСЧ3572,2157,3%(3572,21/6233,81)*100
Количество голосов собственников, отданных за введение ежемесячной платы за обслуживание системы контроля допуска, от общего числа голосов всех собственников (принявших и не принявших участие в ОСЧ)3572,2137,25%(3572,21/9587,9)*100
Минимально необходимое количество голосов собственников за введение ежемесячной платы за обслуживание системы контроля допуска в общем количестве голосов всех собственников (принявших и не принявших участие в ОСЧ)6391,9466,67%
(9587,9х2/3)*100

В данном случае инициаторы ОСЧ считали, что кворум имелся (57,3%). Суд же пришел к выводу, что кворума не было (37,25%) при необходимом кворуме 66,67%.

Елена Шоломова: