Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Суды не смогли разобраться в деле о протечке крыши

В одном доме Приморского края с 2016 года протекала крыша. Даже небольшой дождь заливал квартиру верхнего этажа. Из-за постоянной влажности повреждалась отделка квартиры на верхнем этаже, двери, мебель, появилась плесень. 

Собственница квартиры ежегодно обращалась в управляющую компанию с требованием отремонтировать кровлю, но безрезультатно. Представители УК не оспаривали, что осадки заливают квартиру, но ничего не предпринимали. Тогда женщина отремонтировала поврежденную отделку и потребовала с УК компенсировать причиненный ущерб, но и эта претензия осталась без ответа. 

Владелица квартиры обратилась в суд с иском к управляющей компании и попросила выплатить ей материальный ущерб 84 578 р., компенсацию морального вреда 10 000 р. и расходы на оплату услуг специалиста 7 000 р. Еще она потребовала обязать ответчика отремонтировать кровлю над подъездом, в котором располагалась ее квартира. 

Местные суды отказали в этих требованиях. Как решил мировой судья, УК надлежащим образом выполняет свои обязанности по содержанию общего имущества дома, в том числе крыши. Кровлю можно восстановить только путем капитального ремонта, а его не было ни разу с момента постройки дома сорок лет назад. Текущий ремонт был неэффективен — физический износ кровли составил 60%. Ответчики предложили женщине подождать капитального ремонта. 
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами. 

Однако кассационный суд общей юрисдикции нашел в судебных актах недоработки.
Вот что установила коллегия судей кассационной инстанции: 

  • Жилые помещения и общее имущество собственников в многоквартирном доме, должны быть защищены от дождевой, талой и грунтовой воды. Чтобы соблюдать это правило, собственники вправе участвовать в содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
  • УК отвечает перед собственниками за оказание всех услуг и выполнение работ, которые необходимы для надлежащего содержания общего имущества в данном доме. В части крыши, УК обязана проверять кровлю на отсутствие протечек, выявлять повреждение кровли, очищать кровлю и водоотводящие устройства от мусора, грязи и наледи.
  • Если потребителю услуг управляющей организации будет причинен ущерб из-за недостатков работы, услуги, такой ущерб должен быть возмещен исполнителем в полном объеме. Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на управляющей компании.

Это значит, что УК должна выполнять свои обязанности, даже если собственники не приняли решение о проведении ремонтных работ или капитального ремонта. Протечка кровли должна быть устранена в любом случае. 

Пока шло разбирательство, в доме прошел запланированный капитальный ремонт. Протечки прекратились. Истица подтвердила, что больше в ее квартиру осадки не попадают. По мнению суда, этот факт прямо говорит о том, что ранее УК не приняло все возможные меры для устранения протекания кровли. 

Но даже с учетом выполненного капремонта суд не нашел оснований в этой части оставить решение в силе. Эксперт установил, что ремонт кровли был выполнен на площади 95 кв. м, а площадь всей кровли в восемь раз больше. Был ли выполнен ремонт непосредственно над квартирой истца — неизвестно. 

В итоге кассационный суд отправил дело на новое рассмотрение (определение Девятого кассационного суда общею юрисдикции от 7.04.2022 г. № 88 – 3430/2022).

Больше материалов о проблемах с крышами:
- Памятка: что делать, если течет крыша
- Кто должен ремонтировать кровлю над муниципальной квартирой — наниматель или собственник?
- Сухие следы протечек не доказывают плохое состояние кровли
- Течет плоская кровля зимой: что делать управляющей организации?

Ольга Макеева: