Что нужно знать о проверке электросчетчика, если сработала антимагнитная пломба
Недобросовестные потребители нередко используют мощные магниты, чтобы занизить показания электросчетчиков и сэкономить на оплате коммунальных услуг. Такие действия незаконны, но некоторых почему-то это не смущает. Энергосбытовые компании прекрасно знают об этой уловке. Чтобы установить факт неправомерного вмешательства в работу прибора учета, они используют антимагнитные пломбы с индикатором. Функцию индикатора могут выполнять специальные полосы, капсула с…
Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…

Распространяется ли закон о порядке рассмотрения обращений граждан на организации ЖКХ

Ответ на этот вопрос имеет существенное значение: граждане постоянно обращаются в организации, оказывающие коммунальные услуги. Проблема в том, что закон о порядке рассмотрения обращений граждан №59-ФЗ не позволяет однозначно утверждать, применим он только к органам государственной власти и местного самоуправления, или же к любым организациям, включая коммерческие.

Это порождает противоречивую судебную практику. В итоге всё зависит от признания судом того обстоятельства, что предприятие выполняет общественно значимую функцию или нет.

Практика в пользу прокуратуры

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции признал, что должностное лицо корпоративно-правового отдела АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» привлечено к административной ответственности законно (дело № 16 – 340/2022). Правонарушение заключалось в том, что жильцам МКД не был дан ответ на их обращение.

Мировой суд и вторая инстанция признали, что должностное лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В качестве наказания был назначен штраф в 5 000 р.

Кассационная инстанция мотивировала выводы следующим:

  • порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, которые осуществляют публично значимые функции (п. 4 ст. 1 Закона № 59-ФЗ);
  • договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации (ч. 7 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении»).

При этом акционерное общество осуществляет водоснабжение, предоставляет ЖКУ неограниченному количеству лиц. Соответственно, его деятельность публично значимая, затрагивает права и свободы значительного числа граждан.
АО — организация, которая осуществляет публично значимые функции, следовательно, на её деятельность распространяются положения Закона № 59-ФЗ.

Практика в пользу организации

Арбитражный суд Уральского округа, напротив, не признал, что требования Закона № 59-ФЗ распространяется на коммерческие и иные негосударственные структуры (дело № А60 – 27714/2021).

Жилец МКД пожаловался в прокуратуру г. Первоуральска на то, что региональный оператор — ООО «ТБО «Экосервис», не ответил на заявление о перерасчёте.
Прокурор решил, что Общество нарушило Федеральный закон № 59-ФЗ, внёс представление об устранении нарушений закона.

Первая инстанция отказала.
Общество оспорило представление в арбитражном суде, но его заявление не было удовлетворено.
Суд посчитал, что порядок рассмотрения обращений граждан, установленный Законом № 59-ФЗ, распространяется на заявления региональному оператору по обращению с ТКО.

Апелляционная инстанция решила иначе.
Апелляционный суд отменил решение, требование удовлетворил и признал предписание незаконным:

  • региональный оператор находится с гражданином в отношениях, которые регулирует жилищное законодательство;
  • обращение касалось правильности начисления платы за коммунальную услугу;
  • отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество осуществляет публично значимые функции.

Суд принял во внимание разъяснения Конституционного Суда РФ (Постановление № 19‑П, Определение № 1361‑О) и правовую позицию Верховного Суда РФ (определение № 304-КГ18 – 16717).

Арбитражный суд Уральского округа рассмотрел кассационную жалобу прокурора и отказал в её удовлетворении: Конституционный Суд РФ указывал, что часть 4 статьи 1 Закона № 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного Закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.

Судебная коллегия приняла во внимание, что:

  • региональный оператор находится с потребителями услуг в отношениях, которые регулирует жилищное законодательство;
  • учёт жалоб, сроков и результатов их рассмотрения урегулированы отраслевыми нормативными актами;
  • исполнитель обязан вести учёт обращений потребителей на качество коммунальных услуг и в течение 3 рабочих дней направлять потребителю ответ (пункт 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов);
  • ответ на заявление о перерасчёте коммунальной услуги по обращению с ТКО дан в выданном гражданину платёжном документе в соответствии с порядком, установленным Правилами № 354.

Кассационный суд, соглашаясь с выводами второй инстанции, подчеркнул, что предоставление коммунальной услуги широкому кругу лиц не тождественно осуществлению публично-значимой функции.
Распространение положений Закона № 59-ФЗ на региональных операторов, когда правоотношения с потребителем в любом случае носят частноправовой характер, не имеет правового обоснования.

Напомним, что у управляющих организаций свои сроки рассмотрения различных обращений потребителей и отдельная ответственность за нарушения в работе с заявлениями граждан. Закон 59-ФЗ на них не распространяется.

Татьяна Сбеглова: