Ответ на этот вопрос имеет существенное значение: граждане постоянно обращаются в организации, оказывающие коммунальные услуги. Проблема в том, что закон о порядке рассмотрения обращений граждан №59-ФЗ не позволяет однозначно утверждать, применим он только к органам государственной власти и местного самоуправления, или же к любым организациям, включая коммерческие.
Это порождает противоречивую судебную практику. В итоге всё зависит от признания судом того обстоятельства, что предприятие выполняет общественно значимую функцию или нет.
Практика в пользу прокуратуры
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции признал, что должностное лицо корпоративно-правового отдела АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» привлечено к административной ответственности законно (дело № 16 – 340/2022). Правонарушение заключалось в том, что жильцам МКД не был дан ответ на их обращение.
Мировой суд и вторая инстанция признали, что должностное лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В качестве наказания был назначен штраф в 5 000 р.
Кассационная инстанция мотивировала выводы следующим:
- порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, которые осуществляют публично значимые функции (п. 4 ст. 1 Закона № 59-ФЗ);
- договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации (ч. 7 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении»).
При этом акционерное общество осуществляет водоснабжение, предоставляет ЖКУ неограниченному количеству лиц. Соответственно, его деятельность публично значимая, затрагивает права и свободы значительного числа граждан.
АО — организация, которая осуществляет публично значимые функции, следовательно, на её деятельность распространяются положения Закона № 59-ФЗ.
Практика в пользу организации
Арбитражный суд Уральского округа, напротив, не признал, что требования Закона № 59-ФЗ распространяется на коммерческие и иные негосударственные структуры (дело № А60 – 27714/2021).
Жилец МКД пожаловался в прокуратуру г. Первоуральска на то, что региональный оператор — ООО «ТБО «Экосервис», не ответил на заявление о перерасчёте.
Прокурор решил, что Общество нарушило Федеральный закон № 59-ФЗ, внёс представление об устранении нарушений закона.
Первая инстанция отказала.
Общество оспорило представление в арбитражном суде, но его заявление не было удовлетворено.
Суд посчитал, что порядок рассмотрения обращений граждан, установленный Законом № 59-ФЗ, распространяется на заявления региональному оператору по обращению с ТКО.
Апелляционная инстанция решила иначе.
Апелляционный суд отменил решение, требование удовлетворил и признал предписание незаконным:
- региональный оператор находится с гражданином в отношениях, которые регулирует жилищное законодательство;
- обращение касалось правильности начисления платы за коммунальную услугу;
- отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество осуществляет публично значимые функции.
Суд принял во внимание разъяснения Конституционного Суда РФ (Постановление № 19‑П, Определение № 1361‑О) и правовую позицию Верховного Суда РФ (определение № 304-КГ18 – 16717).
Арбитражный суд Уральского округа рассмотрел кассационную жалобу прокурора и отказал в её удовлетворении: Конституционный Суд РФ указывал, что часть 4 статьи 1 Закона № 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного Закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
Судебная коллегия приняла во внимание, что:
- региональный оператор находится с потребителями услуг в отношениях, которые регулирует жилищное законодательство;
- учёт жалоб, сроков и результатов их рассмотрения урегулированы отраслевыми нормативными актами;
- исполнитель обязан вести учёт обращений потребителей на качество коммунальных услуг и в течение 3 рабочих дней направлять потребителю ответ (пункт 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов);
- ответ на заявление о перерасчёте коммунальной услуги по обращению с ТКО дан в выданном гражданину платёжном документе в соответствии с порядком, установленным Правилами № 354.
Кассационный суд, соглашаясь с выводами второй инстанции, подчеркнул, что предоставление коммунальной услуги широкому кругу лиц не тождественно осуществлению публично-значимой функции.
Распространение положений Закона № 59-ФЗ на региональных операторов, когда правоотношения с потребителем в любом случае носят частноправовой характер, не имеет правового обоснования.
Напомним, что у управляющих организаций свои сроки рассмотрения различных обращений потребителей и отдельная ответственность за нарушения в работе с заявлениями граждан. Закон 59-ФЗ на них не распространяется.