Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Подготовка к отопительному сезону – правила

Правила подготовки многоквартирных домов к отопительному сезону содержатся в нескольких нормативно-правовых актах. Разберем из них основные положения, которые касаются работы управляющих организаций, ТСЖ, кооперативов.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Основные требования перечислены в п. 2.6 «Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации».

План-график подготовки жилищного фонда к отопительному сезону

План-график подготовки к эксплуатации в зимних условиях составляется на основе результатов весеннего осмотра:
- собственником жилищного фонда или
- обслуживающей дом организацией.
Дальше план утверждается муниципалитетом.

Сроки начала и окончания подготовки к зиме

Сроки утверждает муниципалитет по предложению управляющей организации, но подготовка должна завершиться:
- в северных и восточных районах – до 1 сентября,
- в центральных – к 15 сентября,
- в южных – до 1 октября.
В эти крайние сроки включаются пробные топки центрального отопления и печей.

Как определяется готовность к отопительному сезону

Готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается:

  • паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение № 9 к Правилам эксплуатации жилфонда № 170);
  • актами на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
  • актами технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
  • обеспеченностью топливом котельных и населения до начала отопительного сезона:
    твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона,
    жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода;
    запаса песка для посыпки тротуаров – из расчета не менее 3 – 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
  • актами о готовности уборочной техники и инвентаря;
  • актами о готовности к зиме с оценкой качества подготовки домов и квартир к зиме и акта по каждому объекту;
  • актами на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.

Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.

При подготовке многоквартирного дома к эксплуатации в зимний период обслуживающая организация должна:

  • устранить неисправности стен, фасадов, крыш, чердачных перекрытий перекрытиями над техническими подпольями (подвалами);
  • починить оконные и дверные заполнения, внутренние системы тепло‑, водо- и электроснабжения и установки с газовыми нагревателями,
  • восстановить изоляцию труб в неотапливаемых помещениях;
  • отремонтировать запорную арматуру;
  • проверить и подготовить инвентарь для дворников;
  • привести в технически исправное состояние территорию около дома, в том числе обеспечить беспрепятственный отвод атмосферных и талых вод от отмостки, от входов в подвал и их оконных приямков;
  • обеспечить нормальную гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвалов и чердаков, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов;
  • завезти песок и соль для посыпки тротуаров (песок – из расчета не менее 3 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади, соль или ее заменитель – не менее 3 – 5% массы песка);
  • проверить и починить дымоходы и вентиляционные каналы;
  • провести разъяснительные беседы с нанимателями, арендаторами и собственниками о правилах подготовки дома к зиме.

Промывка системы отопления

Промывка систем теплопотребления производится после окончания отопительного периода.
Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 – 5 раз, при этом должно достигаться полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход воздушной смеси не должен превышать 3 – 5‑кратного расчетного расхода теплоносителя.
Для промывки разрешено использовать водопроводную или техническую воду.

Пробный пуск системы отопления

После опрессовки и промывки системы отопления делают пробный пуск с доведением температуры теплоносителя до 80 – 85 град. С. При этом из системы удаляется воздух и проверяется прогрев всех отопительных приборов.

Начало и продолжительность пробных топок определяются теплоснабжающей организацией, согласовываются с органом местного самоуправления.

Начало полноценного отопительного сезона определяется муниципалитетом.

Приказ Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»

Правила определяют, как проверяется готовность к отопительному сезону, чем она подтверждаются, как выдается паспорт готовности.

Комиссия с представителями от органа местного самоуправления проверяет работу управляющих компаний, ТСЖ, кооперативов по подготовке к отопительному периоду.
Проверяются документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости – проводится осмотр.

Акт проверки готовности и паспорт готовности к отопительному сезону

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду. В нем указывается, готов ли объект к отопительному периоду, не готов или будет готов при устранении замечаний.

Комиссия записывает свои замечания в перечень с указанием сроков на исправление. Перечень прикладывается к акту.

Паспорт готовности к отопительному периоду выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания при их наличии устранены в срок.

Сроки выдачи паспортов определяются в зависимости от особенностей климатических условий, но:
- не позднее 15 сентября – для потребителей тепловой энергии,
- не позднее 1 ноября – для теплоснабжающих и теплосетевых организаций,
- не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.

Если управляющая компания не смогла пройти проверку и получить паспорт, то она обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение замечаний, после чего уведомить комиссию для составления повторного акта (но без выдачи паспорта).

Требования по готовности к отопительному периоду

Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций содержатся в разделе 3 Правил оценки готовности к отопительному периоду, а для потребителей тепловой энергии – в разделе 4. Требования к самим муниципалитетам установлены в разделе 5 Правил.

У управляющих компаний, ТСЖ, кооперативов проверяют:

  1. устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
  2. проведение промывки оборудования;
  3. разработку эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;
  4. выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
  5. состояние тепловых сетей;
  6. состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
  7. состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
  8. 8. наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
  9. работоспособность защиты систем теплопотребления;
  10. наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
  11. отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
  12. плотность оборудования тепловых пунктов;
  13. наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;
  14. отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
  15. наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
  16. проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;
  17. надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий.

Приказ Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»

Эти правила касаются следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

Подготовка к отопительному периоду прописана в п. 11 Правил.
Она включает устранение выявленных нарушений, поведение испытаний, промывку, шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб, разработку эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.

«МДС 41 – 6.2000. Организационно-методические рекомендации по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения» (утв. Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 № 203)

Это методические рекомендации, однако не стоит пренебрегать их изучением. На этот документ часто ссылаются суды, в том числе по спорам организаций ЖКХ с контролирующими органами.

Рекомендации, упоминаются, например, в этих решениях судов:
- Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2020 № 310-ЭС20 – 16478 по делу № А62 – 9387/2018;
- Апелляционное определение Саратовского областного суда от 13.12.2018 по делу № 33 – 7351/2018;
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.07.2020 № Ф09 – 3443/20 по делу № А60 – 63559/2018;
- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.04.2018 № Ф04 – 1341/2018 по делу № А27 – 10411/2017.

Рекомендации касаются:
- подготовки к отопительному периоду;
- разработки режимов теплоснабжения и теплопотребления для условий возможного дефицита тепловой мощности источников тепла и пропускной способности тепловых сетей;
- повышения надежности систем коммунального теплоснабжения.

Другие материалы про отопительный сезон:

Антонина Юдина: