Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Подготовка к отопительному сезону по новым правилам (+шаблон плана на 2025/2026 год)

С 1 марта 2025 г. вступил в силу Приказ Минэнерго России № 2234 от 13.11.2024. Этим приказом утверждены «Правила обеспечения готовности к отопительному периоду» и «Порядок проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду». В материале разбираем, что включает в себя план подготовки, как происходит оценка готовности, требования каких актов проверяются, а в конце статьи можно скачать образец шаблона плана подготовки к осенне-зимнему периоду (ОЗП).

Приказ устанавливает обязательные требования по обеспечению готовности к отопительному периоду для УО, (ТСЖ, кооперативов), при условии осуществления ими деятельности по управлению МКД ‒ в части теплопотребляющих установок, инженерных коммуникаций, иного общедомового имущества, обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения в МКД (в т.ч. котельные, бойлерные, элеваторные узлы). Соответствующие обязанности по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту, эксплуатации возникают в силу заключенных договоров, императивных требований ст. 161 Жилищного кодекса РФ.

Подготовка к отопительному периоду, в отношении которого проводится оценка обеспечения готовности (отопительный период), УО (ТСЖ, кооперативами), должна начинаться в период, предшествующий отопительному периоду (текущий отопительный период).

Что содержит план подготовки к отопительному периоду 

В соответствии с требованиями Приказа № 2243 УО, (ТСЖ, кооперативы) обязаны разработать план подготовки к отопительному периоду. Такой план подлежит ежегодной разработке и утверждению организационно-распорядительным документом юридического лица не позднее 30 апреля.

План подготовки к отопительному периоду составляется в соответствии с п.11.1 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Приказ Минэнерго России №115 от 24.03.2003) и, кроме того, должен содержать несколько блоков информации:

  • аналитический блок: результаты анализа прохождения трех прошлых отопительных периодов, в том числе схемные (особенности подключения теплопотребляющих установок, состав оборудования и т.п.), режимные (взаимосвязанные с погодными условиями и потребностями потребителя параметры теплоносителя температура, давление, расход, их регулировка и т.п.) и погодные условия (изменения температуры, влажности воздуха, осадки с ветром и т.п.), возникшие в текущий отопительный период, аварийные ситуации, особенности функционирования объектов теплоснабжения и их оборудования (при наличии);
  • организационный блок: составляется на основании данных анализа прохождения предыдущих трех отопительных периодов, подразумевает проработку обоснованного перечня мероприятий с разбивкой по очередности и времени реализации с учетом требований действующих норм, своевременное планирование и координацию совместных действий УО (ТСЖ, кооперативов) и ЕТО, орган местного самоуправления, оформление и актуализация документации (акты, паспорта на ИТП и т.п.);
  • технический блок: также составляется на основании данных анализа прохождения предыдущих трех отопительных периодов, подразумевает перечень конкретных работ, направленных на устранение выявленных проблем, недопущения аварийных ситуаций с учетом требований действующих норм (замена запорной арматуры, теплоизоляции, приборов учета и т.п.).

Согласование, изменение и размещение плана

План подготовки к отопительному периоду должен быть согласован с ЕТО в целях синхронизации сроков выполнения работ и мероприятий, требующих отключения горячего водоснабжения, заполнения теплопотребляющих установок и тепловых сетей сетевой водой после выполнения ремонтных работ. Другими словами, план подготовки к отопительному периоду, разработанный УО (ТСЖ, кооперативами), должен быть синхронизирован с планами подготовки к отопительному периоду теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций. Сроки согласования, при этом, не должны превышать 15 рабочих дней со дня получения ЕТО плана подготовки к отопительному периоду на рассмотрение.

План подготовки к отопительному периоду в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения направляется УО (ТСЖ, кооперативами) в орган местного самоуправления.

Допускается внесение корректировок в план подготовки к отопительному периоду в случаях:
- изменения условий эксплуатации;
- непредвиденных обстоятельств.

При этом, должна быть обеспечена синхронизация сроков выполнения работ и мероприятий, требующих отключения горячего водоснабжения, заполнения теплопотребляющих установок и тепловых сетей сетевой водой после выполнения ремонтных работ между УО (ТСЖ, кооперативами) и теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями. Вносимые изменения (корректировки) должны быть согласованы с единой теплоснабжающей организацией и, затем, направлены в орган местного самоуправления.

План подготовки к отопительному периоду размещается на официальном сайте (при наличии) УК (ТСЖ, кооперативов) не позднее 5 рабочих дней со дня их утверждения. При отсутствии официального сайта, план подготовки к отопительному периоду подлежит направлению в тот же срок в орган местного самоуправления для размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в Интернете.

Какие нормативно-правовые акты учитывать при подготовке к отопительному сезону

Приказом № 2234 определен перечень требований, который должен быть выполнен в целях обеспечения готовности к отопительному периоду. Перечень требований содержит ссылки на конкретные нормативно-правовые акты или их пункты (статьи, части).

  • Федеральный закон №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении»: ч.6 ст.20, ч.3 ст.23.2;
  • Постановление Госстроя РФ №170 от 27.09.2003. «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (в частности, п.2.6.10, п.5.2.10);
  • Приказ Минэнерго России №115 от 24.03.2003 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»: пункты 2.1.2, 2.1.3, 2.2.1, 2.3.14, 2.3.15, 2.8.1, 2.8.2, 6.2.52, 6.2.62, 9.1.8, 9.1.53, 9.1.59, 9.2.9, 9.2.10, 9.2.12, 9.2.13, 9.2.20, 9.3.10, 9.3.11, 9.3.19, 9.3.22, 9.3.24, 9.3.25, 9.5.1 – 9.5.3, 10.1.9, 11.1, 11.2, 11.5;
  • Приказ Ростехнадзора №536 от 15.12.2020 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»: пункты 228, 278, 394, 396 – 399, 403;
  • Постановление Правительства РФ №1034 от 18.11.2013 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (вместе с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя»): п.73;
  • Постановление Правительства РФ №808 от 08.08.2012 «Об организации теплоснабжения в РФ…»;
  • СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021;
  • Постановление Правительства РФ №317 от 17.05.2002 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ»: п. 11. 

Оценка обеспечения готовности к отопительному периоду 

Оценка обеспечения готовности к отопительному периоду УО (ТСЖ, кооперативов) проводится комиссией, которая создается в срок до 15 августа.

Комиссия в срок не позднее чем за 20 календарных дней до дня начала проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду уведомляет о сроках проведения оценки готовности посредством размещения на официальных сайтах соответствующей информации.
Сроки проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду устанавливаются комиссиями исходя из климатических особенностей региона и не должны превышать 30 календарных дней с даты начала оценки обеспечения готовности.

В соответствии с ч.10 ст.20 закона о теплоснабжении оценка обеспечения готовности к отопительному периоду осуществляется органом местного самоуправления совместно с ЕТО, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, с которой заключены договоры теплоснабжения, и органом государственной власти региона в области жилищных отношений, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Кроме того, Приказом №2234 установлено, что в отношении МКД, в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, в состав комиссии могут включаться по согласованию представители газораспределительной организации, осуществляющей аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в таком МКД.

Комиссии необходимо представить документы (их копии), подтверждающие выполнение требований, установленных ранее перечисленными нормативно-правовыми актами:

  • Акты промывки теплопотребляющей установки, проведенной в присутствии представителя ЕТО, в зону деятельности которой входит система теплоснабжения;
  • Акты о проведении наладки режимов потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя (в том числе тепловых и гидравлических режимов) теплового пункта, внутридомовых сетей и теплопотребляющих установок;
  • Акты об установке и пломбировании дроссельных (ограничительных) устройств во внутренних системах, включая элеваторы и шайбы на линиях рециркуляции горячего водоснабжения;
  • Акт проверки (осмотра) запорной арматуры, в том числе в высших (воздушники) и низших точках трубопровода (спускники) и арматуры постоянного регулирования на предмет наличия и работоспособности, плотности (герметичности) сальниковых уплотнений, наличия теплоизоляции в соответствии с проектными решениями, наличия неповрежденных пломб, установленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;
  • Организационно-распорядительные документы организации о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок для объектов, не являющихся ОПО;
    в случае эксплуатации оборудования отнесенного к ОПО ‒ организационно-распорядительные документы организации о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, и ответственных за осуществление производственного контроля
  • Акты о проведении испытаний на плотность и прочность (гидравлических испытаний) тепловых энергоустановок, включая трубопроводы тепловых сетей (при наличии) и участков тепловых вводов (до вводной запорной арматуры) в границах балансовой принадлежности, оборудования индивидуальных тепловых пунктов и внутренних систем теплопотребления и наличие записей о результатах проведенных испытаний в паспорте теплового пункта и (или) теплопотребляющих установок;
  • Организационно-распорядительные документы об утверждении перечня производственных инструкций для безопасной эксплуатации котлов и вспомогательного оборудования в случае эксплуатации ОПО, и (или) перечня документации эксплуатирующей организации для объектов, не являющихся ОПО;
  • Утвержденные в соответствии эксплуатационные инструкции объектов теплоснабжения и (или) производственные инструкции;
  • Паспорта тепловых пунктов или копии паспортов тепловых пунктов, проектно-техническая документация на здание (сооружение) в части внутренних систем теплоснабжения по теплопотребляющим установкам, установленным в здании (сооружении);
  • Выписка из утвержденного штатного расписания, подтверждающая наличие персонала, осуществляющего функции эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб или документы на техническое обслуживание, энергосервисные контракты в случае привлечения специализированных организаций для эксплуатации оборудования;
  • Акты или документы, подтверждающие проверку работоспособности автоматических регуляторов температуры воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения, проверку настроечных характеристик и установок систем регулирования и (или) регуляторов температуры и давления теплоносителя на системы отопления и воды на системы горячего водоснабжения, ограничения расхода сетевой воды через тепловой пункт;
  • Акты осмотра объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок на предмет наличия несанкционированных врезок для разбора сетевой воды или потребления тепловой энергии, для переключения закрытой системы теплоснабжения на открытую систему теплоснабжения с разбором сетевой воды или отступлений от проектного решения;
  • Копии заключенных договоров теплоснабжения и (или) договоров оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности;
  • Акт сверки расчетов за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячую воду, оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности по состоянию на дату проверки, подтверждающий отсутствие задолженности либо подписанный сторонами документ, подтверждающий урегулирование с теплоснабжающей организацией порядка погашения всей существующей задолженности;
  • Акты периодической проверки узла учета;
  • Акты разграничения балансовой принадлежности;
  • Акты проверки контрольно-измерительных приборов в тепловом пункте, с указанием заводских номеров, отметки о наличии паспортов контрольно-измерительных приборов, содержащие результаты поверки средств измерений;
  • Акт выполненных работ по подготовке к отопительному периоду теплового контура здания;
  • Акты о проведении дезинфекции систем теплопотребления с открытой схемой теплоснабжения и горячего водоснабжения;
  • Акты о результатах отбора проб воды из системы на соответствие с СанПиН 1.2.3685 – 21, оформленные аккредитованной лабораторией;
  • Копия акта обследования дымовых и вентиляционных каналов многоквартирных домов перед отопительным периодом, копия действующего (действующих) документа (документов), подтверждающих выполнение технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в МКД;
  • Подписанный представителем теплоснабжающей организации и уполномоченным представителем потребителя тепловой энергии акт проверки технической готовности теплопотребляющей установки объекта к отопительному периоду, составленный по результатам анализа документов и визуального осмотра, с указанием выявленных замечаний.

В общей сложности более 20 документов. Помимо рассмотрения документов комиссией может быть принято решение о проведении осмотра оцениваемых объектов.

УО (ТСЖ, кооперативы) обязаны обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных представителей ЕТО к объектам теплоснабжения и теплопотребляющим установкам в сроки, предусмотренные планом подготовки к отопительному периоду.
Представитель ЕТО должен присутствовать при проведении испытаний на плотность и прочность (гидравлических испытаний) тепловых энергоустановок. УО (ТСЖ, кооперативами) не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения испытаний обязаны направить в ЕТО заявку о направлении представителя для осуществления контроля.
Копии актов гидравлических испытаний на прочность и плотность тепловых энергоустановок, а также трубопроводов тепловых сетей и участков тепловых вводов должны быть переданы в единую теплоснабжающую организацию в течение 5 рабочих дней со дня их проведения. Кроме того, представитель ЕТО может провести визуальный осмотр МКД, сделать замечания по итогам такого осмотра.

Уровень готовности к отопительному периоду

Уровень готовности к отопительному периоду устанавливается на основании значения индекса готовности, определяемого расчетным способом:
- индекс готовности меньше 0,8 ‒ «Не готов»;
- индекс готовности меньше 0,9 и больше либо равен 0,8 ‒ «Готов с условиями»;
- индекс готовности больше либо равен 0,9 ‒ «Готов».

Значение индекса готовности УК (ТСЖ, ЖСК), не может быть более 0,8 в случае, если хотя бы один из нижеперечисленных показателей готовности равен 0:
- показатель наличия акта промывки теплопотребляющей установки;
- показатель наличия акта о проведении наладки режимов потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя (в том числе тепловых и гидравлических режимов) оборудования теплового пункта и внутридомовых сетей;
- показатель наличия акта о проведении гидравлических испытаний на прочность и плотность оборудования теплового пункта, тепловых сетей в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, включая трубопроводы теплового ввода и внутридомовых сетей.

Министерство энергетики на своем сайте опубликовало образцы расчетов индексов готовности к отопительному сезону. Получился удобный калькулятор в формате Excel:
— 4 листа-приложения для разных групп «готовящихся» (муниципалитетов; ТСО; не ТСО; УО и ТСЖ);
— выделенные цветом ячейки (для заполнения значений «0» или «1», фактического значения).

Результаты оценки обеспечения готовности оформляются в акте, который составляется не позднее одного рабочего дня с даты завершения оценки обеспечения готовности; к акту прилагается заполненный оценочный лист на каждый объект оценки обеспечения готовности. Срок составления акта определяется, исходя из климатических условий, но не позднее 10 сентября ‒ для УО (ТСЖ, кооперативов).

При наличии у комиссии замечаний ‒ в оценочном листе указывается срок устранения выявленных замечаний. По факту устранения замечаний направляется уведомление в комиссию и не позднее 14 календарных дней со дня получения комиссией такого уведомления проводится повторная проверка. Составляется новый акт и прилагается новый оценочный лист.

Паспорт готовности к отопительному периоду

Паспорт обеспечения готовности к отопительному периоду выдается в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта, в случаях:
- в отношении проверяемого лица установлен уровень готовности «Готов»;
- в отношении проверяемого лица уровня готовности «Готов с условиями», если сроки устранения замечаний комиссии по обеспечению готовности и повторная оценка обеспечения готовности на предмет устранения ранее выданных замечаний выходят за рамки (позднее 10 сентября).

Сроки выдачи паспортов готовности УО (ТСЖ, кооперативов) – не позднее 15 сентября.

УО (ТСЖ, кооперативы), не получившие паспорт готовности до 15 сентября, обязаны продолжить подготовку к отопительному периоду посредством устранения указанных в оценочном листе замечаний.
В случае неустранения УО (ТСЖ, кооперативами) замечаний, указанных в акте, в установленный актом срок, комиссия в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта передает данные в региональный орган госжилнадзора.
За отсутствие подготовки к отопительному периоду УО (ТСЖ, кооперативы) могут быть привлечены к административной ответственности по статьям КОАП РФ: 7.22, 9.11, п.3 ч.14.1.3.

Сводная информация о результатах оценки обеспечения готовности с указанием проверяемого лица, уровня готовности и индекса готовности подлежит опубликованию на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 1 декабря.

* * *

Резюмируя можно отметить, что отдельные требования получили уточнения и дополнения (документы организации о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, об утверждении инструкций безопасной эксплуатации оборудования, эксплуатационных инструкций объектов теплоснабжения, паспорта тепловых пунктов, проектно-техническая документация на здание в части внутренних систем теплоснабжения по теплопотребляющим установкам), а также появились новые (проведение дезинфекции систем теплопотребления с открытой схемой теплоснабжения и горячего водоснабжения, отбора проб воды из системы и анализа аккредитованной лабораторией на соответствие с СанПиН 1.2.3685 – 21 с составлением соответствующих актов).

Отдельно следует отметить тот факт, что нововведения совершенно не учитывают особенности финансирования содержания, обслуживания и ремонта теплопотребляющих установок и объектов теплоснабжения. Как правило, такое финансирование является недостаточным, т.к. тарифы на содержание и ремонт вышеназванных установок и объектов утверждаются на общих собраниях собственников, в редких случаях индексируются и повышаются с учетом инфляции.

Приказ №2234 содержит в приложениях рекомендуемые формы актов (проверки, готовности), оценочных листов, паспорта готовности. Рекомендуемая форма плана подготовки к отопительному периоду не приложена и, посему, должна быть разработана УО (ТСЖ, кооперативами) самостоятельно с учетом требований Приказа № 2234 от 13.11.2024г., технических особенностей конкретного объекта, природно-климатических условий конкретного региона. Вариант формы плана подготовки к отопительному периоду предложен ниже. Форма частично предзаполнена. 

Обратите внимание! На местах могут быть утверждены свои «рекомендуемые формы планов», поэтому при их наличии стоит руководствоваться ими, чтобы не возникло лишних сложностей. 

С учетом положений ч.1 ст.36, ст.161.1 Жилищного кодекса РФ, п.2 – 7 Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 план подготовки к отопительному периоду должен быть подписан собственниками объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки (собственниками помещений в МКД) или выборными представителями из числа таких.

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом