Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Залив по вине собственника: почему убытки могут взыскать с УК или ТСЖ

Верховный Суд РФ указал, что именно нужно устанавливать по делам о заливе помещения, если виноват собственник, но заявка в аварийно-диспетчерскую службу о перекрытия воды выполнялась так долго, что это могло увеличить убытки.

Это был спор по иску собственника к ТСЖ из Московской области.
Потребитель, чью квартиру залило водой, просил возместить убытки 1 миллион рублей, компенсировать моральный вред 300 тысяч и взыскать «потребительский» штраф (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ № 4‑КГ20 – 58-К1).

До суда

Ночью в квартире собственника прорвало трубу с горячей водой.
Собственник несколько раз звонил в аварийно-диспетчерскую службу, чтобы перекрыли водоснабжение. Только через час прибыл дежурный сантехник, который, по словам потребителя, был пьян и не смог перекрыть воду. Ещё через полчаса на помощь первому прибыл второй сантехник. Вода была перекрыта.

Причина залива – излом составной части полотенцесушителя, установленного с нарушением технических условий.
Последствия – вода залила и квартиру с неправильно установленным полотенцесушителем, и квартиру соседей. В обоих случаях ущерб превысил 500 тысяч рублей.

Заливший собственник добросовестно возместил ущерб соседу, а потом пошёл в суд, чтобы взыскать убытки с ТСЖ, так как оно слишком долго реагировало на заявку.

Судебный спор

Суд первой инстанции согласился, что бездействие ТСЖ способствовало увеличению ущерба, и распределил убытки – между виновным собственником и товариществом в размере 70% и 30% соответственно. Он частично удовлетворил иск, взыскав почти треть запрошенной суммы.

Московский областной суд отменил это решение и отказал в удовлетворении требований.
По мнению апелляционной инстанции, собственник не доказал, что товарищество является лицом, в результате действий которого возникли убытки, а также причинно-следственную связь между возникновением убытков и бездействием товарищества.
Ещё суд указал, что нет критериев, которые помогают определить, превышен ли товариществом временной лимит по локализации аварии.

С этой позицией согласился Первый кассационный суд общей юрисдикции, а вот Верховный Суд РФ такие выводы не поддержал.

Вот как обосновал свою позицию Верховный Суд РФ:

  • заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, и не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. Когда для устранения требуется много времени или запчасти, которых нет в наличии, необходимо проинформировать заявителя. Такие же меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи. Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в Приложении № 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке (пункт 2.2.6 Правил эксплуатации жилфонда №170);
  • неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) должны устраняться немедленно (Приложение № 2 к Правилам № 170);
  • само по себе отсутствие в Правилах №170 критериев, позволяющих определить, превышен ли временной лимит по локализации аварии, не означает невозможности решить вопрос о том, имело ли место несвоевременное устранение аварии, которая должна быть устранена немедленно.

Апелляционный суд, отказывая в удовлетворении требований, сослался на пункт 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами № 416:
аварийно-диспетчерская служба обеспечивает устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.
Однако в момент аварии этот пункт ещё не действовал, а позднее был дополнен положением, согласно которому аварийно-диспетчерская служба обеспечивает локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки.

Верховный Суд РФ отметил, что организация аварийно-диспетчерского обслуживания самим товариществом предполагает, что лица, ответственные за устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем водоснабжения, обладают необходимыми знаниями, включая схемы всех отключающих и запорных узлов внутридомовых инженерных систем, позволяющими устранить аварийные повреждения немедленно.

«Указывая на то, что в материалах дела не имеется доказательств нарушений прав истца со стороны товарищества, суд апелляционной инстанции сослался на пояснения свидетеля (слесарь-сантехник, дополнительно вызванный на место аварии) о том, что на момент его прибытия в дом через 20 – 25 минут после вызова в подвале он осмотрел стояк ГВС, который уже был перекрыт дежурным сантехником.
Между тем данных о том, в какое время после поступления заявки об утечке воды был вызван [второй сантехник] на место аварии и в связи с чем возникла необходимость вызова еще одного слесаря-сантехника, судом апелляционной инстанции не указано».

Для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надо было оценить действия товарищества по устранению протечки. Если эти действия повлекли за собой увеличение размера причиненных убытков, то надо было определить степень ответственности товарищества.
Этого сделано не было, что повлекло за собой внесение решения, не отвечающего требованиям закона.
Дело направлено на новое рассмотрение.


Партнеры ЖКХ Нюьс – ДомОнлайн – помогают управляющим организациям и ТСЖ вести учет заявок собственников, чтобы описанные в статье проблемы не возникали. Останется только найти сантехников, ведущий здоровый образ жизни. 

Новости ЖКХ: