Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Исполнимо ли для ФКР предписание с 30-дневным сроком

Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением региональными операторами капитального ремонта установленных требований № 1702 расставили точки в вопросах компетенции ОГЖН при осуществлении контроля за деятельностью региональных операторов (далее — РО, ФКР). Мы обобщили первые результаты судебной практики, связанной с проведением такого контроля, и делимся результатами с заинтересованными лицами. В этом материале рассмотрим вопрос о коротком сроке исполнения предписания. 

Также читатели могут скачать обобщение полностью:

30-дневный срок выполнения предписания не является основанием того, что предписание не отвечает критерию исполнимости.

Это не зависит от того, что именно предстоит сделать – выполнить работы по гарантийным обязательствам, заключающиеся в устранении разрушений окрасочного слоя цоколя (даже зимой, в мороз – № А73 – 957/2023) или в 2023 году за 30 дней успеть вернуться в прошлое, обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в объёме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой (а это с 2020 по 2022 год) и прибыть обратно (№ А46 – 6885/2023).

30-дневный срок выполнения предписания установлен именно Правилами № 1702 (см. п. 37), а нарушения, выявленные при проверке, хочешь-не хочешь, надо исправлять. Предполагаем, что в настоящее время органы государственного жилищного надзора опасаются или не хотят выходить за рамки дозволенного и, вопреки здравому смыслу, проставляют в предписаниях дату в соответствии с требованиями закона.

Суды пока такую позицию поддерживают:
Установление 30-дневного срока устранения нарушений продиктовано требованием пункта 37 Правил № 1702, к сфере реализации ОГЖН усмотрения не отнесено. Следовательно, правовая возможность установления ОГЖН иных сроков исполнения предписания, учитывающих сроки выполнения мероприятий, указанных в пунктах 128, 128(1), 156, 171, 197 Положения № 615, отсутствует. При этом довод РО о том, что сроки исполнения предписания истекли в 2022 (исходя непосредственно из содержания положений региональной программы) судом отклоняется, поскольку прямо противоречит содержанию оспариваемого акта. Также предписание содержит в себе формулировку мероприятий, необходимых к совершению: «Обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме № 30 по ул. Моторостроителей в г. Омске, в объёмах и в сроках, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта Омской области…». Следовательно, соотнесение сроков исполнения предписания со сроками реализации механизма, предусмотренного Положением № 615, правового значения с точки зрения критерия исполнимости предписания не имеет.
(решение Арбитражного суда Омской области по делу № А46 – 6885/2023, аналогичная позиция высказана судом в решении по делам № А46 – 5359/2023, №А46 – 5241/2023, №А46 – 5441/2023, №А46 – 6765/2023, №А46 – 8908/2023, №А46 – 6715/2023, по результатам апелляционных обжалований решения судов первой инстанции оставлены без изменения).

«С учётом того, что тридцатидневный срок на устранение выявленных нарушений императивно установлен действующим законодательством, приведённые РФКР МКД обстоятельства в любом случае не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания и могут быть учтены при установлении вины заявителя в неисполнении предписания. Доказательств принятия РФКР МКД мер к продлению установленного предписанием срока (в частности, посредством обращения с соответствующим ходатайством к заинтересованному лицу) в деле нет».
(решение Арбитражного суда Омской области по делу № А46 – 5358/2023, оставлено в силе апелляционной инстанцией).

Доказательств принятия заявителем мер к продлению установленного предписанием срока (в частности, посредством обращения с соответствующим ходатайством к заинтересованному лицу) в деле не имеется.
Довод заявителя о том, что процедура продления срока исполнения предписания не предусмотрена Постановлением № 1702, судом отклоняется. Постановлением № 1702 не предусмотрена обязанность административного органа продлевать срок исполнения предписания. Вместе с тем на законодательном уровне возможность продления сроков исполнения предписания не запрещена.
Кроме того, Законом № 248-ФЗ предусмотрена возможность отсрочки исполнения предписания.

(решение Арбитражного суда Кировской области по делу №А28 – 10083/2023, не обжаловалось).

Также суд находит обоснованными доводы ОГЖН о возможности выполнения отделочных работ при отрицательных температурах, с учётом выполнения определённых мероприятий (обогрев основания, применение специализированных составов или противоморозных добавок). Но при этом суд разъяснил:
установленная пунктом 37 Правил № 1702 обязанность ОГЖН выдать предписание об устранении в 30-дневный срок выявленных нарушений не свидетельствует о наличии запрета ОГЖН в последующем, при наличии объективных причин, продлить срок устранения нарушений по мотивированному ходатайству лица, на которого возложена соответствующая обязанность. В свою очередь, отказ ОГЖН в продлении срока исполнения предписания может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде.
(решение Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73 – 957/2023, по результатам апелляционного и кассационного обжалования решение суда первой инстанции оставлено без изменения).

Вывод: даже если и вы, и инспектор, подписавший предписание, понимаете, что исполнено через 30 дней оно не будет, оспаривать в суде предписание по критерию неисполнимости в связи с малым сроком, скорее всего, не имеет смысла. А вот подать в ОГЖН ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания представляется разумным. Иначе через 30 дней будете приглашены на составление протокола по ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания.

Другие материалы по спорам между ФКР и ГЖИ:
Передача функций технического заказчика
Выявление дефектов в течение гарантийного срока
Проектная документация
Недопуск собственниками в квартиры
Сроки выполнения работ по капремонту
Формулировки предписаний
Обращение в суд как способ устранения нарушений
Влияние административок по ст. 19.5 КоАП РФ на оценку предписаний

Обобщение написано для нашего Telegram-канала «Жилищный инспектор»

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом