Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Кто должен разрабатывать проект ЗСО источника водоснабжения

Суды трех инстанций решили, что это обязанность водоснабжающей организации, однако Верховный Суд РФ с ними не согласился.

АО «ПКС-Водоканал» — водоснабжающая организация. Она оказывает свои услуги с использованием арендованного имущественного комплекса, находящегося в собственности Петрозаводского городского округа.

В марте 2021 года Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к АО «ПКС-Водоканал» и администрации Петрозаводского городского округа (далее — Администрация).
Основанием стало то, что АО «ПКС-Водоканал» не разработало проект зон санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения г. Петрозаводска, а также не получило санитарно-эпидемиологическое заключение на этот проект. Администрация «провинилась» тем, что не профинансировала разработку проекта ЗСО.

В исковом заявлении природоохранный прокурор просил обязать Администрацию и АО «ПКС-Водоканал» выполнить указанные действия. 

Водоснабжающая организация с требованиями не согласилась. Сослалась на невозможность разработать проект ЗСО, так как в пределах предполагаемой охранной зоны расположены канализационные выпуски и кладбище. Посчитала, что разработка проекта ЗСО — это обязанность Администрации, являющейся органом местного самоуправления с правом собственности на водные объекты. Закон не возлагает соответствующую обязанность на АО «ПКС-Водоканал».

Администрация, в свою очередь, указала: порядок финансирования деятельности по разработке санитарных зон за счет местного бюджета отсутствует. Финансировать соответствующие работы должно АО «ПКС-Водоканал».

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования природоохранного прокурора. При вынесении решения исходил из следующего:

  • Отсутствие разработанного проекта ЗСО и санитарно-эпидемиологического заключения по нему неправомерно. Оно создает угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Петрозаводском городском округе.
  • АО «ПКС-Водоканал» обязано соблюдать нормы санитарно-эпидемиологического законодательства и организовать разработку проекта ЗСО, так как эксплуатирует источники водоснабжения в соответствии с условиями договора аренды и целевым назначением объектов.
  • Финансирование разработки проектов ЗСО основано на полномочиях органа местного самоуправления в области водоснабжения населения. То есть, деньги должна выделить Администрация.

Апелляционный и кассационный суды оставили вынесенное решение без изменений, а жалобы Администрации и АО «ПКС-Водоканал» — без удовлетворения. При этом апелляционный суд указал:

  • размещение в пределах предполагаемых охранных зон кладбищ и канализационных выпусков не освобождает АО «ПКС-Водоканал» от обязанности разработать проект ЗСО, получить санитарно-эпидемиологическое заключение, а также принять меры, направленные на обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества;
  • передача объектов водоснабжения в аренду не освобождает Администрацию от финансирования исполнения муниципальных полномочий по водоснабжению с соблюдением санитарного законодательства.

Верховный Суд РФ (определение по делу № 75-КГ22 – 7‑К3) с выводами нижестоящих судов не согласился и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

АО «ПКС-Водоканал» эксплуатирует источники водоснабжения на основании договора аренды. Однако суды не проанализировали его условия и не указали, какие положения этого договора обязывают водоснабжающую организацию разработать проект ЗСО источников питьевого водоснабжения. Сам по себе факт заключения договора аренды такую обязанность не порождает.

Кроме того, суды не дали надлежащую правовую оценку доводам АО «ПКС-Водоканал» о невозможности получить санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО (из-за расположения кладбища и канализационных выпусков) и обязанностях Администрации как органа местного самоуправления с полномочиями собственника в отношении водных объектов.

➜ Другой пример из практики — «Вода с личинками. Кто виноват — УК или РСО»

Александра Павлова: