Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Незаконные предписания органа жилищного надзора Алтайского края

В этом материале собрали несколько примеров из практики, когда суды усомнились в законности предписаний Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края.

Материал опубликован 06.09.2022. Обновлен 03.04.2024.

Предписание по поводу неправильного начисления платы за горячую воду

Суд отменил предписание Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, требовавшей для жильцов перерасчет платы за горячую воду.
Причина: пункт 42 Правил № 354 в рассматриваемой ситуации не подходит (дело № А03 – 230/2022).

МУП «Новоалтайские тепловые сети» получило предписание произвести перерасчет платы по ГВС / подогрев в соответствии с пунктами 38,42 Правил №354, прекратить производить такое начисление без учета норматива.

Суды посчитали, что МУП начисляет плату правильно, а претензии Инспекции не обоснованы.

МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии, нецентрализованной системой ГВС, горячая вода готовится в ИТП дома путем подогрева холодной воды через теплообменник; предприятие поставляет в дом коммунальный ресурс «тепловая энергия», осуществляет начисление и выставление платы за «водоподогрев», при этом плата за эту услугу рассчитывается предприятием с применением показаний ОДПУ тепловой энергии.

В пункте 6 статьи 31 закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем ГВС, в том числе в МКД, тариф на горячую воду не устанавливается, плата за неё рассчитывается в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии с п. 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) ГВС) с использованием оборудования, входящего в состав ОИ, расчет платы за такую услугу осуществляется исходя из объема ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, и тарифа.

Объем ресурса определяется по показаниям прибора учета, а при его отсутствии – пропорционально расходам ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления услуги по отоплению и (или) в целях предоставления услуги по ГВС.

Размер платы за ГВС (при отсутствии централизованного ГВС) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления ГВС, и тарифа. При этом объем ресурса определяется исходя из удельного расхода ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления ГВС, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на ОДН.

Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав ОИ, закон не возлагает на УК обязанности по оплате ресурсов в большем объеме, чем они подлежали бы оплате в случае получения потребителями услуг напрямую от РСО, минуя посредничество УК, объем подлежащего оплате РСО коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения № 2 к Правилам № 354.

Кроме того, из содержания раздела IV приложения № 2 к Правилам № 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у РСО тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть – на подогрев горячей воды для предоставления ГВС. Этот раздел Правил № 354 содержит алгоритм определения как платы за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения № 2 к Правилам № 354), так и платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 приложения № 2 к Правилам № 354).

Таким образом, в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться пунктом 54 Правил №354, а не пунктом 42 Правил.

Инспекция госстройжилнадзора Алтайского края не согласна с индексацией размера платы за содержание и текущий ремонт

Суд отменил предписание надзорного органа Алтайского края по поводу индексации размера платы за содержание и текущий ремонт.
Причина: по мнению суда, договором управления предусмотрена возможность индексации платы за содержание общего имущества, принятие дополнительных решений не требовалось (дело № А03 – 8756/2023).

В 2015 году собственники помещений МКД по ул. Павловский тракт в Барнауле выбрали управляющую организацию ООО “ЦЖКР”. На общем собрании был утвержден договор управления и размер платы за работы и услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД (9,48 рублей за кв.м.). 

В 2023 году в Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края пожаловался один из жильцов МКД. Он был недоволен проведенной ООО “ЦЖКР” индексацией размера платы за содержание жилья. УО в 2022 году увеличило этот размер до 10,28 рублей за кв.м. В 2023 он составил 11,51 рублей за кв.м.

Инспекция пришла к выводу, что индексация проведена незаконно, так как решение об увеличении размера платы на общем собрании собственников не принималось.
УО получила предписание с требованием произвести перерасчет платы в соответствии с размером, установленным протоколом собрания 2015 года, в размере 9,48 рублей за кв.м. 

УО не согласилась с требованиями органа жилнадзора и обжаловала предписание в суде. Суд встал на сторону УО.

Суд указал, что по условиям договора управления УО имеет право на индексацию платы за содержание общего имущества и услуги управления МКД. 
“…собственниками помещений в многоквартирном доме фактически принято решение, предоставляющее обществу право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствии ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников”.

Инспекция попыталась обжаловать решение суда в апелляционной инстанции. Она ссылалась на то, что из буквального содержания договора управления следует: индексироваться может лишь утвержденный размер платы. УО же в 2023 году увеличила ранее проиндексированный размер.

Однако апелляционный суд не согласился с надзорным органом. Суд пояснил, что УО произвела индексацию на основании данных ЦБ РФ за 2021, 2022 года. 
Инфляция в 2021 году составила 8,4%, а плата за содержание увеличилась на 8,39% или на 0,795 рублей. В 2022 году уровень инфляции составил 11,94%. УО проиндексировала плату на этот же показатель или на 1,23 рубля. 
“Доводы Инспекции о том, что из буквального содержания пункта 3.4 договора управления следует, что индексироваться может лишь утвержденный тариф, однако, ООО “ЦЖКР” в 2023 году проиндексировало уже ранее проиндексированный тариф, не вернувшись к первоначально утвержденному собственниками помещений в доме тарифу в размере 9,48 рублей за кв.м., апелляционным судом признаются несостоятельными”.

Материал написан для нашего Telegram-канала «Жилищный инспектор»

Нина Бадьина: