Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Может ли УК повысить тариф с учетом изменившегося уровня инфляции

Изменившийся уровень инфляции не повод для УК в одностороннем порядке повышать тариф на содержание общедомового имущества, если собственники не наделяли ее таким правом (определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2022 г. № 307-ЭС22 – 4155).

В 2015 г. жильцы одного из МКД г. Череповца заключили с УК договор управления многоквартирным домом. Согласно условиям этого договора:

  • плата за услуги по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества подлежит ежегодному пересмотру в соответствии с удорожанием работ/услуг, темпом роста инфляции, изменением перечня, периодичности предоставления услуг по договору;
  • если собственники помещений не примут решение об утверждении цены на очередной год, размер платы подлежит увеличению после согласования между УК и советом МКД и подписания между ними отдельного соглашения;
  • информацию об изменении тарифа УК должна довести до собственников путем размещения объявлений на первом этаже каждого подъезда, информационном стенде подъезда(ов) МКД, стендах «для Потребителей» УК, в квитанциях на оплату ЖКУ или официальном сайте УК; довести информацию необходимо в срок, установленный законодательством.

Однако вопреки этим положениям в 2019 г. УК в одностороннем порядке повысила тариф на содержание общедомового имущества с учетом изменившегося коэффициента инфляции.

По жалобе одного из собственников МКД прокуратура проверила деятельность УК и, обнаружив указанные нарушения, внесла представление о их устранении.

УК обратилась в суд, чтобы признать представление прокуратуры недействительным. Однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.

Доводы УКПозиция суда первой инстанции
Право на повышение тарифа УК дает п. 4 протокола общего собрания собственников от 11.01.2019.
Согласно этому пункту, утвержденный тариф подлежит повышению на коэффициент инфляции потребительских цен за товары и услуги, но не чаще 1 раза в год, при условии повышения стоимости услуг сторонних организаций.
УК не указана в протоколе общего собрания в качестве субъекта, уполномоченного на одностороннее изменение платы за содержание общего имущества.

Пункт протокола не изменяет порядок согласования нового тарифа с советом МКД, установленный в договоре управления.

Повышение тарифа должно сопровождаться предъявлением доказательств того, что сторонние организации повысили стоимость своих услуг.
Сторонние организации определяются по отношению к УК.В протоколе не указано, в отношении какого субъекта правоотношений определяются сторонние организации, не дан их конкретный перечень. Вывод УК прямо не следует из протокола от 11.01.2019.
В качестве доказательств изменения цены у сторонних организаций УК представила суду копии договоров на эксплуатацию жилищного фонда, техническое обслуживание и ремонт ВДГО, техническое освидетельствование лифта.Цена договора на эксплуатацию объектов жилищного фонда изменилась в результате действий самой УК. Такое повышение цены «не может являться основанием для переложения бремени дополнительных расходов на собственников помещений МКД».

УК не представила доказательств и пояснений относительно изменения цены договора на техобслуживание и ремонт ВДГО.

Договор на техническое освидетельствование лифта был заключен 01.01.2020, «вследствие чего стоимость услуг не могла измениться по отношению с 2019 годом».
УК надлежащим образом уведомила собственников об увеличении тарифа.Уведомление об изменении размера платы за ЖКУ подлежит раскрытию не позднее, чем за 30 дней до представления собственникам платежных документов (пп. «б» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению МКД № 416).

Согласно фотоматериалам, соответствующие сведения УК разместила в МКД всего за 2 дня до начала действия увеличенного тарифа.
В платежных документах УК не довела до собственников информацию о повышении тарифа.

Также суд первой инстанции установил: вопреки условиям договора управления МКД, совет дома не заключал с УК соглашение по вопросу применения нового размера тарифа за содержание общедомового имущества. 

Апелляционный и кассационный суды оставили вынесенное решение без изменений, а жалобы УК — без удовлетворения.

Верховный Суд РФ отказал УК в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

➜ Еще пример из практики — «Может ли УК проиндексировать плату за содержание жилья?»

Александра Павлова: