Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

На взысканную неустойку нельзя насчитать потребительские пени

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел жалобу истцов, которые требовали взыскать неустойку по Закону РФ «О защите прав потребителей» (дело № 88 – 533/2022). Рассказываем, почему суд в иске отказал.

Что произошло
В результате залива квартиры пострадало имущество собственников жилого помещения. УК ООО «ДЕЗ‑2 Ленинского района» г. Барнаула не ответило на претензию потребителей, просивших возместить причинённый ущерб.

Собственники обратились в суд и потребовали взыскать с УК неустойку — 93 000 р., потребительский штраф в размере половины взысканной суммы неустойки — 46 500 р., 8 000 р. убытков.

Требование истцы мотивировали следующим:

  • вступило в законную силу решение Ленинского районного суда г. Барнаула, которым с ответчика взысканы в пользу каждого истца штраф и компенсация морального вреда;
  • решение суда подтверждает, что УК осуществляла свои обязанности ненадлежащим образом;
  • спорные отношения регулирует Закон РФ «О защите прав потребителей»;
  • ответчик нарушил сроки удовлетворения требований потребителя, поэтому обязан оплатить неустойку в размере 93 000 р.

Что решили суды
Две судебные инстанции отказали истцу в удовлетворении требований о взыскании неустойки по Закону о защите прав потребителей.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не нашёл оснований для отмены судебных актов. Суд отметил, что исходя из общего смысла норм Закона о защите прав потребителей, неустойка может быть взыскана, если ответчик нарушил сроки выполнения принятых на себя обязательств.

Судебная коллегия приняла во внимание, что:

  • требования истцов основаны на деликтном правоотношении (т. е. на факте причинения вреда имуществу в результате правонарушения);
  • статья 28 Закона к спорным отношениям неприменима;
  • согласно ч. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» размер неустойки (пеней) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги);
  • неустойка в деликтных правоотношениях не может рассматриваться как цена отдельного вида выполнения работы (оказания услуги).

Кроме того, кассационный суд деликатно указал на допущенный заявителями промах. Истцы не заявили требования о недостатках оплачиваемой собственниками помещения услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, которые должен был устранить ответчик в разумный срок. Спор разрешён судом в пределах заявленных требований.

Татьяна Сбеглова: