Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Недобросовестная реклама услуг по поверке счетчиков

Предприниматели рекламируют свои товары или услуги разными способами. Иногда — недобросовестными. Например, как в случае с листовками-«извещениями» о поверке счетчиков.

Материал обновлен 05.04.2023

А что не так с «извещениями»?

«Извещения» о поверке счетчиков нередко можно найти в почтовом ящике. Обычно они содержат штрихкод или QR-код, обращение к абоненту, срок проведения поверки, ссылки на Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» и Постановление Правительства РФ № 354, а также упоминание санкций на случай «невыполнения предписания» о поверке — начисление платы в соответствии с таблицей нормативов.
В «извещении» есть указание на организацию, проводящую поверку приборов учета, подпись руководителя и печать. Наименование организации может содержать слова «центр», «ЖКХ», «служба» и тому подобное.

При этом в рекламной листовке отсутствуют: указание на организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта (ИП, ООО), сведения о его государственной аккредитации, ФИО и адрес абонента, номер лицевого счета. В общем, никакой конкретики.

Таким образом, «извещения» всячески маскируются под официальный документ, важное уведомление от жилищно-коммунальной службы.
Они создают ложное впечатление о распространении информации именно государственными или муниципальными службами, побуждают потребителей в обязательном порядке совершить действия по поверке счетчиков только в указанной организации.

Антимонопольные органы и суды отмечают: существует целый ряд лиц или организаций, которым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От таких лиц и организаций потребители ждут каких-либо льгот или получения услуг по наиболее привлекательным условиям.
Рекламодатель использует в рекламе статус этих лиц и организаций, чтобы побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги именно у него, злоупотребляет доверием граждан и действует неправомерно.

Ответственность за распространение рекламных листовок-«извещений»

Покажем на примерах из практики, чем грозит недобросовестная реклама услуг по поверке счетчиков.

Пример № 1 

Жильцы одного из МКД г. Казани нашли в своих почтовых ящиках рекламные листовки «Центра Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ, в которых содержалось указание на необходимость произвести поверку счетчиков.
Однако Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан установило: сведения об исполнителе услуг из листовок не соответствуют действительности (решение № АЯ-08/3722 от 9 апреля 2021 г.). В «извещении» потребителям предлагалось звонить по номеру телефона, принадлежащему индивидуальному предпринимателю. Только вот в тексте рекламы сведения об этом ИП отсутствовали. Тем самым рекламодатель нарушил п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального Закона «О рекламе» № 38-ФЗ.

Отметил антимонопольный орган и введение потребителей в заблуждение относительно возможности проведения поверки счетчиков гарантированно бесплатно либо с получением каких-либо льгот. А всё потому, что наименование «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ у большинства населения ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой, основной задачей которой не является извлечение прибыли.

В итоге Управление обязало предпринимателя прекратить нарушение законодательства. Материалы дела были переданы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Пример № 2

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области обратился жилец одного из МКД г. Тулы. Он пожаловался на очередной «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ, который распространял рекламные листовки, оформленные в виде извещения. Прописными буквами в них была набрана строгая фраза: «Предупреждение о поверке счетчика».

УФАС установило, что информация в листовке — реклама (постановление по делу № 071/04/14.3 – 178/2021). «Извещение» формирует у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, которое производит поверку, а также срочности и необходимости такой поверки только в ЦМЖКХ. В рекламном тексте нет указания на непосредственного исполнителя услуги. Это искажает смысл информации, вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о нарушении п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального Закона «О рекламе» № 38-ФЗ.

В этом случае рекламодателем тоже оказался индивидуальный предприниматель. УФАС привлекло его к административной ответственности и назначило наказание в виде штрафа — 12 000 рублей.

Пример № 3

Рекламные листовки от «Центра Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ получили и жильцы многоквартирного дома в Нижнем Новгороде.
УФАС по Нижегородской области признала такую рекламу ненадлежащей, так как в ней нарушены требования п. 20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ. ИП-рекламодателя привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и назначили наказание в виде штрафа — 4000 рублей. Предприниматель обратился в суд, чтобы признать постановление УФАС незаконным и отменить его.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. Исходил из того, что УФАС не доказало извещение предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Первый арбитражный апелляционный суд отменил вынесенное решение и отказал предпринимателю в удовлетворении иска (постановление по делу № А43 – 26395/2022). При этом отметил: реклама напоминает квитанции на оплату ЖКУ, а наименование исполнителя услуг («Центр Метрологии ЖКХ») не имеет указания на организационно-правовую форму.
«Буквальное прочтение данных словосочетаний без ссылки на «ИП», либо «ООО» может создавать у потребителей впечатление о наличии единой централизованной организации, способной и полномочной осуществлять услуги по установке/поверке приборов учета воды».

Спорная реклама формирует представление об обязательности проведения поверки. Информация о необязательности поверки ИПУ воды является существенной. Ее отсутствие в листовке вводит потребителей рекламы в заблуждение. А организация с наименованием «Центр Метрологии ЖКХ» и вовсе в качестве юрлица на территории РФ не зарегистрирована.
Следовательно, УФАС правомерно пришло к выводам о нарушении индивидуальным предпринимателем закона о рекламе. Процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела суд не усмотрел.

О других мошенничествах в сфере ЖКХ:
Обман потребителя при замене счетчика
Трубочисты из ГЖИ? Нет, аферисты из Воронежа
Ещё один вид мошенничества в сфере ЖКХ – под видом оплаты ЖКУ

Александра Павлова: