ЖКХФЛПишут читатели

Недобросовестная реклама услуг по поверке счетчиков

Предприниматели рекламируют свои товары или услуги разными способами. Иногда — недобросовестными. На нескольких свежих примерах из практики антимонопольных органов объясняем, почему не каждому извещению о поверке счетчиков можно доверять.

История 1

За рекламу услуг по поверке счётчиков поплатился индивидуальный предприниматель из г. Казани, в отношении которого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена проверка (решение № АЯ-08/3722 от 9 апреля 2021).

Проверка началась по жалобе одного из жильцов на то, что в МКД г. Казани по почтовым ящикам распространяются рекламные листовки от организации «Ц» ЦМЖКХ. В листовках указывалось, что необходимо сделать поверку счётчика. Заявитель отмечал, что реклама имеет вид квитанций государственных учреждений, вводит людей в заблуждение и заставляет обращаться в «сомнительную» организацию.

Контролирующий орган установил, что сведения об исполнителе услуг из листовок не соответствуют действительности.
Антимонопольная служба обратила внимание на то, что рекламные листовки содержат ссылку на Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». По мнению УФАС, ссылка на Федеральный закон и Постановление Правительства РФ № 354, а также указание на организацию «Ц» ЦМЖКХ:
- искажает смысл информации;
- создаёт ложное впечатление о распространении данной информации именно государственными или муниципальными службами;
- побуждает потребителей в обязательном порядке совершить действия по установке счётчиков воды только в указанной организации.

Рекламная информация изложена в виде «персонального извещения» со штрихкодом. Такой вид буклета может быть воспринят потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к поверке приборов учёта воды в указанные в листовке (извещении) сроки и исключительно в организации «Ц» ЦМЖКХ.

Антимонопольный орган отметил:

  • Существует целый ряд лиц или организаций, которым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От таких лиц и организаций потребители ждут получения каких-либо льгот либо получения услуг по наиболее привлекательным условиям.
  • Рекламодатель использует в рекламе статус этих лиц и организаций, чтобы побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги именно у него, злоупотребляет доверием граждан и действует неправомерно.
  • При буквальном восприятии рекламы потребитель понимает, что ему необходимо обратиться именно в «Ц» ЦМЖКХ. Потребитель ожидает, что ему будет предоставлена социальная льгота в виде бесплатной поверки приборов учета воды, либо будут оказаны услуги по ценам намного ниже, чем в коммерческих организациях.
  • Следовательно, потребители вводятся в заблуждение как в отношении лица, которое предоставляет услугу, так и в отношении возможности получить услугу поверки приборов учета воды гарантированно бесплатно либо с получением каких-либо льгот.

В итоге Управление признало, что предприниматель нарушил пункт 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», обязало предпринимателя прекратить нарушение законодательства о рекламе.
Материалы дела были переданы уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

История 2

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области обратился жилец одного из МКД г. Тулы. Он пожаловался на очередной «Центр Метрологии ЖКХ» (ЦМЖКХ).
ЦМЖКХ распространял рекламные листовки, оформленные в виде извещения, в котором прописными буквами была набрана строгая фраза: «Предупреждение о поверке счётчика».
Для большей убедительности листовка содержала ссылку на закон и постановление правительства. В рекламе упоминалась санкция на случай, если поверка не будет проведена — начисления по норме в соответствии с таблицей.

Антимонопольная служба обратила внимание, что извещение было оформлено как извещение жилищно-коммунальной службы и содержало:

  • штрихкод;
  • ссылку на законодательство;
  • обращение к плательщикам;
  • содержало таблицу нормативов;
  • подпись руководителя ЦМЖКХ.

По номеру телефона, указанному в рекламе, Управление установило, что рекламодатель — ИП.

Антимонопольная служба признала информацию, указанную в буклете, рекламой (постановление по делу № 071/04/14.3 – 178/2021).
Контролирующий орган отметил, что наименование «ЦМЖКХ» используется в рекламных листовках как коммерческое обозначение лица, которое предлагает услуги по поверке приборов учёта воды.

Такая форма и содержание рекламы может:

  • вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг;
  • формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, которое производит поверку, а также срочности и необходимости такой поверки только у ЦМЖКХ;
  • отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя искажает смысл информации, вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о нарушении требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Антимонопольная служба установила, что ИП нарушил нормы Закона «О рекламе», признала его виновным в совершении административного правонарушения и назначила наказание в виде штрафа – 12 000 р.

О других мошенничествах в сфере ЖКХ:

Обман потребителя при замене счётчика

Трубочисты из ГЖИ? Нет, аферисты из Воронежа

Ещё один вид мошенничества в сфере ЖКХ – под видом оплаты ЖКУ

Похожие новости
ЖКХРСО

Планируются изменения в закон о теплоснабжении

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУКПишут читатели

Споры по незаконным кладовкам в подвале МКД

ЖКХФЛТСЖ и ЖСК

Собрание собственников не может устанавливать вознаграждение правлению ТСЖ

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУКПишут читатели

Борьба управляющих организаций с кормлением голубей на балконах