Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Практика Конституционного Суда РФ по ЖКХ за июль 2021 года

Конституционный Суд РФ указал, что граждане могут подтверждать факт постоянного проживания не только справкой о регистрации по месту жительства, но и другими доказательствами (Определение от 8 июля № 1372‑О).

Возможность встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении всегда связана со сроком проживания.
Однако на местах органы местного самоуправления толкуют это требование так, что срок проживания может быть подтверждён только справкой о регистрации по месту жительства.
В результате люди, которые прожили в регионе необходимый срок, но не имели постоянной регистрации, не признаются нуждающимися. Чаще всего суды поддерживают отказ в постановке на учёт. Мотивы сводятся к тому, что если нет постоянной регистрации, нет и оснований для признания нуждающимся в жилье.

Трое жителей Санкт-Петербурга не смогли доказать в суде, что проживают в городе 10 лет и более. Не согласившись с выводами судов о том, что единственный документ, который подтверждает срок проживания в городе — справка о регистрации по месту жительства, они обратились в Конституционный Суд РФ.

В жалобе заявители указали, что не соответствуют Конституции РФ:

  • статья 60 ГПК РФ. Согласно ей, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами;
  • абзац 1 пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407 – 65 «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях…». Согласно ему, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определённого места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Как отмечалось в жалобах, суды придают оспариваемым нормам смысл, который привязывает возможность подтвердить факт постоянного проживания исключительно с постоянной регистрацией по месту жительства.
Это не позволяет судам принимать другие доказательства, например, регистрацию по месту пребывания и признать гражданина нуждающимся в предоставлении жилья.

Высшая судебная инстанция страны отметила, что согласно оспариваемому положению регионального закона, на учёт могут быть поставлены граждане определённых категорий, в том числе граждане без определённого места жительства, которые проживают в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Для принятия на учёт гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган документы, которые подтверждают факт проживания в городе в течение установленного срока.
К таким документам относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, или судебное решение, которое подтверждает проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (пункт 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга № 536‑р).

КС РФ подчеркнул, что ни закон, ни конкретизирующий его Административный регламент не предполагают, что единственный документ, который подтверждает срок проживания в городе, — справка о регистрации. Законодательство не исключают возможность подтвердить длительность проживания судебным решением.

Суд указал:

  • Из нормативного содержания оспариваемых норм права не вытекает возможность придавать документу о регистрации по месту жительства характер единственно допустимого доказательства. Законом прямо установлено, что на учёт могут быть приняты в том числе граждане без определённого места жительства.
  • Следовательно, суды не вправе исходить из того, что недопустимо подтверждать такой факт какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны принимать свои решения, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учёт в качестве лица без определённого места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.).
  • Не исключается установление факта проживания в судебном порядке на основе иных доказательств. В частности, подобная практика отражена в постановлениях, принятых федеральными судами общей юрисдикции в Санкт-Петербурге (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2011 года № 5199/2011, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 августа 2018 года № 33- 16057/2018).

КС РФ ещё раз напомнил, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация служит исключительно целям учёта граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией компетентными органами.

Другие обзоры практики Конституционного Суда РФ:

10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за июнь 2021 года
10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за май 2021 года
10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ за первую треть 2021 года

Татьяна Сбеглова: