Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Роспотребнадзор прислал «отписку»: ответственность должностных лиц

Если территориальный отдел Роспотребнадзора нарушил закон о рассмотрении обращений, то должностное лицо могут привлечь к административной ответственности. Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а суд рассматривает материалы проверки. Срок давности привлечения к административной ответственности – всего 3 месяца. Приведем несколько примеров из практики.

Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу № 16 – 84/21

Начальник одного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ивановской области пожаловался на привлечение его к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За нарушение порядка рассмотрения обращения ему назначили штраф в размере 5 000 рублей.

Прокуратура посчитала, что должностное лицо не ответило по существу вопросов, изложенных в жалобах, а также незаконно продлило срок для дачи ответа на одно обращение.

Мировой судья привлек начальника отдела к ответственности.

Кассационный суд согласился с законностью привлечения к ответственности, но немного изменил решение нижестоящего суда:
• по одной жалобе на момент рассмотрения дела мировым судьей истек срок привлечения к ответственности;
• по другой жалобе продление сроков рассмотрения было связано с направлением запроса в орган жилищного надзора. В этом случае продление допускается законом;
• по третьему обращению нарушение действительно имелось – из содержания письменного ответа видно, что заявитель не получил ответы на поставленные в жалобе вопросы о незаконности направления первого обращения заявителя в жилищную инспекцию и о необходимости вернуться к рассмотрению этого обращения.

Первые два нарушения были исключены из обвинения. По оставшемуся нарушению штраф был оставлен в силе.

✔ Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 16 – 5850/2020

Руководитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области получил штраф 5 000 рублей, не согласился с привлечением к ответственности и обжаловал постановление вплоть до кассационного суда. В жалобах он ссылался на процессуальные нарушения со стороны прокуратуры и утверждал, что обращение гражданина было обоснованно перенаправлено в жилищную инспекцию.

Прокуратура проверила работу Роспотребнадзора после жалобы заявителя, чье обращение было перенаправлено в орган жилищного надзора. При этом в обращении заявитель просил именно Роспотребнадзор провести проверку «по факту отказа организации в предоставлении заявителю информации и документов, связанных с оказанием собственникам услуги по аренде оборудования для автоматизации распашных ворот и включением стоимости услуги в квитанции расчетного центра».
Прокуратура пришла к выводу, что Управление не ответило по существу и направило жалобу в орган, в компетенцию которого не входит рассмотрение вопроса о нарушении прав заявителя.

Суды согласились, что вопросы из жалобы о непредоставлении информации и документов, связанных с оказанием услуг по аренде оборудования и включением ее стоимости услуги в квитанции, отнесены к компетенции Управления Роспотребнадзора.
Судебные инстанции отклонили довод должностного лица о том, что фактически обращение рассматривал главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления. По мнению судов, этот работник не наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, поэтому не может считаться должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности.

Наказание оставлено в силе.

В отдельном материале мы когда-то собрали ошибки Роспотребнадзора при привлечении к административной ответственности. Можно ознакомиться тем, кто пишет жалобы в Роспотребнадзор, или тем, на кого жалуются.

Антонина Юдина: