Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Действуют ли Правила и нормы технической эксплуатации жилфонда № 170

Правила и нормы технической эксплуатации жилфонда утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170. Их исполнения требуют органы жилищного надзора и суды. Однако постоянно находится тот, кто считает документ недействующим или рекомендательным. Собрали то, что нужно знать по этому вопросу.

Опубликовано 17.05.2023. Обновлено 28.08.2023.

Правила и нормы технической эксплуатации жилфонда № 170 – действуют

Документ никто не отменял, утратившим силу не признавал. Напротив, Минстрой России включил Правила и нормы технической эксплуатации в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами (Приказ от 30.12.2020 № 912/пр).

Отдельные пункты Правил нередко проходили оценку на законность в Верховном Суде РФ, который со ссылками на нормы права повторял:
«Правила изданы уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования нормативного правового акта».

Подобные выводы можно встретить в следующих судебных актах:

Решение Верховного Суда РФ от 28.06.2023 № АКПИ23 – 332Оспаривался п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда
Решение Верховного Суда РФ от 22.06.2022 № АКПИ22 – 375Признан недействующим абзац третьего п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда
Апелляционное определение от 31 января 2019 г. № АПЛ18 – 618 Оспаривались пункты 3.5.1 и 4.2.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда
Решение от 19 декабря 2019 г. № АКПИ19 – 900 Оспаривались пункты 2 – 7 приложения № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилфонда
Решение от 2 июля 2014 г. № АКПИ14 – 458 Оспаривались пункты 5.6.3, 5.6.19, 5.6.20, 5.6.21, 5.6.22 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда
Решение от 25 октября 2013 г. № АКПИ13 – 873 Оспаривался абзац 6 пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда
Решение от 8 августа 2012 г. № АКПИ12 – 937 Оспаривался подпункт «м» пункта 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда

Позиция Минстроя РФ о применении Правил эксплуатации жилфонда

Минстрой России в письме от 24 мая 2016 г. № 19304-ОГ/04 высказался по поводу рассматриваемого документа следующим образом:
«Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В Приложении № 7 к настоящим Правилам приведен Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту. Данные Правила применяются в части, не противоречащей действующему законодательству».

Мнение о рекомендательном характере Правил эксплуатации жилфонда

Некоторые считают, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда носят рекомендательный характер, если их исполнение не закреплено в договоре управления. Такая позиция основывается на письмах Минрегионразвития РФ:

Письмо от 14.10.2008 № 26084-СК/14:
«Услуги и работы, предусмотренные утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являются обязательными для управляющей или подрядной организации только в случае указания на них в договоре. В других случаях указанные правила в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» имеют рекомендательный характер».

Письмо от 15 октября 2010 г. № 10992 – 08/ИП-ОГ:
«В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 Федерального закона. Таким образом, правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, могут рассматриваться как акт рекомендательного характера, принятый после вступления в силу Федерального закона».

Эти письма старые, и редкая практика судов, которые считали подобным образом, такая же древняя. Например, решение Арбитражного суда Кировской области по делу № А28 – 129/2009 – 2/18 от 28 января 2009 года.

Позиция судов об обязательности Правил эксплуатации жилфонда

Судам приходится часто отклонять довод об якобы рекомендательном характере Правил эксплуатации жилфонда. 

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении по делу № А08 – 4962/2009 – 27 озвучил позицию, которая стала прочным фундаментом для последующей судебной практики по этому вопросу.
В частности, ВАС РФ указал:
«Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госкомитета от 27.09.2003 № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями».

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 24 мая 2010 г. по делу № А56 – 85127/2009, отменяя решения нижестоящих судов, написал (еще до Постановления Президиума ВАС РФ):

«Суд первой инстанции сделал вывод, что Правила № 170 распространяются только на сферу производства продукции, выполнение работ (оказание услуг) и носят рекомендательный характер.
Однако этот вывод суда является неправильным.

  • В силу части 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
  • Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу пункта 10 которого общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
  • Пунктом 1.1 Правил № 170 предусмотрено, что Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
  • В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» со дня его вступления в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей в том числе целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества.

Учитывая изложенное, неправомерным является вывод суда первой инстанции о том, что при привлечении товарищества к административной ответственности инспекцией применен нормативный акт, не подлежащий применению к жилищным отношениям».

Другой пример. В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А71 – 11865/2014 написано:

  • «Правила № 170 являются одним из основополагающих нормативных актов в сфере содержания жилищного фонда и оценка данного акта как рекомендательного, а, следовательно, его необязательное исполнение, могут привести к отсутствию контроля за управляющими организациями и иными лицами, ответственными за содержание общего имущества в домах, а также к некачественному оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, некачественному техническому обслуживанию, к невыполнению установленных нормативов по содержанию и ремонту жилых помещений»

В более свежих решениях можно встретить аналогичную позицию.

Например, Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении по делу № А75 – 24534/2019 отметил:
«Утверждение Общества о том, что положения Правил № 170 носят рекомендательный характер, является ошибочным, так как данные правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности и являются обязательными для исполнения. Не может быть принята во внимание и ссылка общества на письмо Министерства регионального развития РФ от 15.10.2010 № 10992- 08/ИП-ОГ, так как данное письмо не относится к нормативным правовым актам, которыми руководствуется арбитражный суд при разрешении споров».

Из Постановления Первого арбитражного апелляционного суда по делу № А43 – 37177/2020:
«Довод заявителя о том, что Правила N 170 носят рекомендательный характер и не подлежат обязательному применению судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм жилищного законодательства».

Таким образом, несостоятельному посылу о неприменимости Правил эксплуатации жилфонда уже более 10 лет, но он всё еще витает в воздухе, в том числе, благодаря письмам Минрегиона.
Суды эту идею не разделяют и признают обоснованными претензии органов жилищного надзора к управляющим организациям и товариществам, которые нарушают Правила № 170 при содержании общего имущества.

➜ Подписаться на канал автора в Telegram

Антонина Юдина: