Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Собственник не получил квитанцию на оплату ЖКУ. Стоит ли судиться с УО (РСО)

Отсутствие в почтовом ящике квитанций на оплату ЖКУ может стать поводом для обращения собственника жилого помещения в суд. Мы подобрали три судебных дела, где истцы оказались недовольны сроками предоставления платежных документов. Вот только результаты их рассмотрения оказались разными.

Опубликовано 12.05.2021. Обновлено 18.04.2024.

За отсутствие бумажной квитанции с поставщика электроэнергии удалось взыскать 1563 рубля

Жительница Приморского края (Л.) обратилась к поставщику электроэнергии с требованием доставлять ей платежные документы в бумажном виде. В ответ ПАО «ДЭК» сообщило, что с ноября 2022 г. это будут делать сотрудники почтового отделения. Однако бумажную квитанцию за декабрь 2022 г. женщина так и не получила.

В иске к ПАО «ДЭК» (в лице Артемовского РКЦ филиала ПАО «ДЭК» – «Дальэнергосбыт») Л. просила:
— признать незаконным непредоставление бумажной квитанции в установленный законом срок;
— взыскать с ответчика почтовые расходы — 63 рубля, компенсацию морального вреда — 10 000 рублей и «потребительский» штраф.

Суд первой инстанции взыскал в пользу Л. всего 1563 рубля.
Л. настаивала, что «указанная сумма является для нее незначительной, которую она расценивает как пренебрежение ее правами», но добиться большего не удалось.
Апелляционный и Девятый КСОЮ оставили вынесенное решение без изменений (определение № 88 – 303/2024).

Как выяснилось, Л. обратилась за получением бумажных квитанций в связи с неиспользованием электронного сервиса. Ее требование было удовлетворено, но за декабрь 2022 г. счет всё равно выставлен в электронном виде. Так нельзя.

— Плату за коммунальные услуги потребитель вносит на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата (ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).
— Потребитель имеет право на получение полной и достоверной информации об оказанной коммунальной услуге «электроснабжение» (ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300 – 1).

«При непредоставлении платежного документа в установленный законом срок исполнитель лишает потребителя права на своевременное получение такой информации». Так, отсутствие бумажной квитанции лишило Л. возможности своевременно оплатить оказанные услуги и создало вероятность начисления пени.

Задержка квитанции обошлась регоператору в 450 рублей

Не получив квитанцию на оплату услуг от ПКГУП «Теплоэнерго» — регионального оператора по сбору и вывозу ТКО в Пермском крае, собственник направил ему претензию. В ней просил предоставить платежный документ и дать ответ в трехдневный срок.
Регоператор отреагировал на претензию спустя месяц после ее получения. В своем ответе указал, что квитанции были распределены по почтовым ящикам потребителей и их повторная отправка не предусмотрена.
Но по факту собственник получил квитанцию на 2 недели позже, чем положено. Конфликт пришлось разрешать в суде.

В исковом заявлении истец просил:
- признать незаконными действия ответчика по предоставлению платежного документа с нарушением сроков и неисполнению требования о предоставлении ответа на претензию в трехдневный срок;
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда — 5 000 рублей, штраф — 2 500 рублей, компенсацию транспортных расходов — 150 рублей и судебных расходов — 4 000 рублей.
Свои требования мотивировал тем, что вопреки ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ регоператор предоставил квитанцию позднее первого числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично: признал действия регоператора незаконными и взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда — 300 рублей, а также штраф — 150 рублей.

При вынесении решения суд руководствовался следующим:
— На основании договора с ПКГУП «Теплоэнерго» формирование, печать и ежемесячную доставку платежных документов потребителям осуществляет ОАО «Комплексный расчетный центр Прикамье».
— Доставка квитанций осуществляется до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги. Платежные документы раскладывают по почтовым ящикам потребителей, а при отсутствии почтового ящика доставляют их в дверной проем жилого помещения.
— На предоставленных истцу квитанциях стоит дата распечатки «8 апреля», что подтверждает нарушение установленных законодательством сроков.

Апелляционный и Седьмой кассационный суд общей юрисдикции оставили вынесенное решение без изменений (определение № 88 – 4342/2021).

Суды вынесли решение не в пользу собственника

Обращаясь в суд, жительница г. Кургана указала, что с 2016 г. не получала квитанции на оплату коммунальных услуг, а неоднократные обращения в УО и госорганы не принесли результата. В связи с неполучением платежных документов просила взыскать с УО компенсацию судебных расходов — 1 300 рублей, морального вреда — 500 000 рублей, фактической потери времени на чтение юридической литературы, обращения в прокуратуру, УМВД, Президенту России и суды — 100 000 рублей.

Суды трех инстанций в иске отказали (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 4517/2021). При этом указали: нормами Жилищного кодекса РФ не установлена безусловная обязанность УО по направлению и вручению собственникам квитанций на оплату ЖКУ, поскольку бремя содержания своего жилья, равно как и обязанность по уплате коммунальных платежей, в указанном случае сохраняется за самим собственником.

Также оказалось, что УО ежемесячно предоставляет квитанции на оплату ЖКУ, в том числе и истцу. Есть информация о размере начисляемой платы и в ГИС ЖКХ. Доказательства того, что истец обращался к ответчику по вопросу предоставления квитанций и ему было отказано, отсутствуют.

Руководствуясь положениями п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, п. 67 и 69 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 суды решили: вина УО в причинении вреда истцу, как и факт нарушения прав потребителя, не установлены. Следовательно, и оснований для взыскания компенсации морального вреда нет.

Важно! Отсутствие квитанций не освобождает собственников от оплаты ЖКУ, поскольку эту обязанность и срок ее исполнения устанавливают Жилищный кодекс РФ и договор с управляющей организацией.

➜ Выдача квитанций только по заявке: нарушение или нет
➜ Больше материалов про квитанции за ЖКУ

Александра Павлова: