В Кемеровской области суды решили, что нет.
Описание ситуации со стороны собственника-истца: управляющая организация выдает платежные документы исключительно по заявке; это создает неблагоприятные условия для потребителя; потребитель испытывает страх, волнение, беспокойство, то есть ему причиняется моральный вред, который можно оценить в 100000 рублей.
Взгляд со стороны УО: её действия соответствуют условиям договора управления, согласно которому УО обязана по заявке собственника выдавать платежные документы, справки и иные документы, предусмотренные законодательством.
Суды вспомнили пункт 31 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения…». В нём разъяснено, что плата за ЖКУ вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ); на потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.
Далее суды указали, что действующее правовое регулирование допускает несколько способов извещения собственника о размере платы за жилое помещение и потребленные коммунальные услуги. При этом указанные способы не являются исчерпывающими и взаимно дополняют друг друга.
Следовательно, включение в договор управления положений о том, что платежные документы выдаются по заявлению лица, непосредственно не приводит к ухудшению положения потребителя в отношениях с управляющей организацией.
“Такое условие может быть предметом проверки в случае оспаривания договора управления в соответствующей части, однако само по себе не является ничтожным. Требований же об оспаривании договора управления в рамках настоящего спора заявлено не было”.
Кроме того, суды учли информацию управляющей организации о том, что истец ежемесячно оплачивает ЖКУ наличными денежными средствами в кассу. Отсюда следовало, что истец “имеет достаточную осведомленность о размере причитающихся платежей, порядке и сроках их оплаты, т.е. не имеет каких-либо объективных препятствий к реализации своих правомочий собственника помещения и потребителя услуг”.
Вывод судов: “факт вручения платежных документов по заявке не приводит к нарушению прав потребителя и не создает предпосылку для возможности компенсации морального вреда” (определение Восьмого КСОЮ № 88 – 209/2024).