Сфера ЖКУ активно развивается, но управляющие компании и ресурсоснабжающие организации не всегда могут самостоятельно справиться с автоматизацией основных процессов, поэтому обращаются за помощью к банковскому сектору.
Именно банки сейчас находятся в авангарде развития глобального финтеха, предлагая инновационные решения для многих сфер жизни. Самая выгодная модель взаимодействия банка и ЖКХ-компаний – это переход на прямой договор. Он позволяет упростить процесс оплаты жилищно-коммунальных услуг и для потребителей, и для управляющих компаний, ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций.
Ниже мы разобрали четыре основные проблемы, с которыми сталкиваются поставщики ЖКУ и с решением которых может помочь прямой договор с банком.
Проблема №1: как повысить собираемость и регулярность платежей
Потребители часто забывают о сроках оплаты ЖКУ. У большинства УК и РСО нет отдельных приложений, через которые можно было бы напоминать о сроках оплаты. Но даже если же такие приложения есть, то в них не настроена система пуш-уведомлений. Чтобы внедрять такой функционал, УК и РСО приходится нанимать команду разработчиков.
Переход на прямые договоры с банками позволяет автоматизировать взаимодействие между потребителями и поставщиками ЖКУ.
К примеру, в конце 2023 года Тинькофф сообщил о запуске платформы для оплаты ЖКУ, которая объединила плательщиков и поставщиков услуг. Клиенты банка, в частности, получили возможность подключить уведомления о выставленных счетах или настроить ежемесячное автоматическое списание. В последнем случае УК или РСО получают оплату уже на следующий день.
Автоматизация дает партнерам возможность вовремя и регулярно получать поступления в полном объеме, даже если плательщик забыл про то, что пора оплачивать счета. И вдобавок позволяет сократить количество бухгалтерских операций для поставщика услуг.
Проблема №2: как обеспечить удобный сбор показаний счетчиков
Для корректного расчета плательщики должны передавать показания счетчиков в УК и РСО. В случае, если показания не передаются, ЖКХ-компании вынуждены рассчитывать оплаты по нормативам потребления. Зачастую такие нормативы значительно превышают реальный объем потребляемых ресурсов. Это затрудняет процесс выплат, так как плательщики могут запрашивать корректировки стоимости.
В связи с этим многие поставщики услуг стремятся расширить способы приема счетчиков. В рамках прямого договора банки могут автоматизировать сбор показаний счетчиков. К примеру, уже сейчас клиенты некоторых банков могут передавать показания счетчиков прямо в своем банковском приложении.
Проблема №3: как соблюдать законодательство и не потерять на этом
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 управляющие компании и ресурсоснабжающие организации обязаны иметь минимум один канал оплаты ЖКУ без комиссий для потребителя. Однако сделать бесплатным каналом оплаты собственный сайт может быть невыгодно для ЖКХ-компаний. Так как им в таком случае придется платить комиссию за интернет-эквайринг, которую нельзя перекладывать на физические лица.
В таком случае на помощь приходят банковские приложения, которые могут стать самым выгодным каналом для оплаты как для потребителей, так и для поставщиков ЖКУ. Дело в том, что некоторые банки, например, Тинькофф, в принципе не взимают комиссию при оплате ЖКУ.
Проблема №4: как поставщику услуг сократить затраты на поддержку потребителя
Еще одна банковская услуга, выгоду от которой могут получить УК, ТСЖ, РСО — это клиентская поддержка.
Если потребитель оплачивает все через банк, то прежде всего именно с ним он начинает решать все вопросы. Со своей стороны банк может предоставить клиенту сведения об общей сумме счета и историю платежей. К примеру, клиент обращается в поддержку банка привычным для себя способом (в чат мобильного приложения или по звонку), а уже сам банк разбирается с управляющей организацией (РСО, ТСЖ). В случае, если банк не сможет решить вопрос потребителя, он отправит собственника напрямую к поставщикам услуг.
Вместо вывода
Длительные сроки и нестабильность оплаты со стороны клиентов подрывают финансовую стабильность УО, ТСЖ и затрудняют выполнение текущих обязательств. Решение — это удобство оплаты и стабильная коммуникация с потребителем. Это могут взять на себя банки, а наиболее выгодный способ сотрудничества с ними, открывающий возможности для решения многих проблем поставщиков ЖКУ — это прямой договор.