Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

А судьи кто. Возвращаясь к вопросу о рейтингах УК

Недавно на канале вышла статья о рейтинге УК от жилищных инспекций. В продолжение дискуссии хотелось дать свою оценку такого рейтингования в Московской области, а также поделиться с читателями фактически народным рейтингом деятельности не только УК, но и жилищных инспекций, о наличии которого мало кто знает.

Рейтингование от ГЖИ в Московской области.

В Московской области рейтингование ввели, наверно, одними из первых. Подавалось это все под соусом заботы о населении, развитии рынка УК и повышения качества оказываемых услуг. В реальности, в лучшем случае это имитация бурной деятельности, в худшем – инструмент административного давления на неугодные компании, которые зачастую работают лучше других, но проявляют независимость от местных администраций и территориальных отделов #ГЖИМО.

Чтобы не быть голословным приведу примеры.

Пример 1. В Домодедовском районе Московской области в последнем рейтинге 19 управляющих компаний (https://dobrodel.mosreg.ru/rating).

Из этих 19 компаний у одной четыре звезды, у двух – две. Одна из «отстающих» является дочкой застройщика коттеджного поселка, в котором управляет четырьмя МКД и только из-за этого попадает в рейтинг. Вторая – молодая компания, которая вышла на рынок Домодедово в 2018 году, у которой в управлении три проблемных долгостроя и переданный администрацией в нагрузку бывший военный городок в далекой деревне. 
Все остальные компании имеют три звезды, но это совсем не означает, что качество их услуг одинаково. В число компаний с тремя звездами входят УК, которые регулярно попадаются на махинациях с начислениями за тепло, муниципальные компании, которым простительно практически все (правда и жилищный фонд у них такой, что не дай бог каждому), и управляющие компании, к которым очередь из МКД.
В итоге рейтинг не несет никакой полезной нагрузки.

Пример 2. Все компании равны, но некоторые равнее. Примером такой компаний до последнего времени являлась УК ООО «ПИК-Комфорт», которая очень агрессивно смогла перераспределить рынок в свою пользу. Недовольство ее работой жители высказывали давно, но это никак не отражалось на ее рейтинге:

Однако наступил год выборов, и уже губернатор Андрей Воробьев начал беспокоиться об электоральном будущем и, невзирая на рейтинги, дает команду по удалению с рынка нежелательной компании: https://youtu.be/m3CGezMO-F8?t=106

По своему опыту смены УК, могу сказать, что в Московской области это очень непростое дело, если смена происходит по инициативе жителей. Однако это не проблема, если смена УК инициируется при поддержке региональных властей в лице #ГЖИМО. Ситуация с ПИК-Комфорт – это результат такой политики. А постоянная череда скандалов по рейдерским захватам домов с участием #ГЖИМО тому подтверждение.

Пример 3. В приведенных примерах судебных дел декларируется, что «информация для расчета рейтинга предоставляется в Госжилинспекцию Московской области другими органами и организациями (МинЖКХ МО, Ассоциацией председателей советов многоквартирных домов, Госадмтехнадзором). Из-за этого итоговый рейтинг от волеизъявления органа жилищного надзора не зависит», но это лукавство.

Так, в критерии оценки два показателя, основанных на количестве обращений граждан:

  • 1. Содержание дворовых территорий МКД;
  • 2. Содержание многоквартирных домов, в т.ч. текущее содержание подъездов многоквартирных домов.

Собственно для сбора жалоб жителей в Московской области созданы две информационные системы – ЕДС и Добродел, которые работают без авторизации в ЕСИА и вне рамок федерального закона «Об обращениях граждан» (Добродел с недавних пор требует авторизации в ЕСИА). В этих системах не собственник МКД без авторизации в ЕСИА может создать массу фейковых жалоб на УК, а #ГЖИМО бодро контролирует их исполнение. Это дает возможность манипуляции рейтингом в части его занижения по тем компаниям, которые отлично работают, решают проблемы жителей, не доводя до жалоб, и выбиваются на общем фоне «ПИК-Комфортов». Подробнее о такой схеме с приведением скриншотов из систем, описанием деятельного участия #ГЖИМО и их ответов можно почитать в статье: https://vk.com/@kashirka91-anonimnye-zhaloby-v-eds-mo‑2.

Резюмируя, как мне кажется, основным мерилом эффективности деятельности УК должно быть желание собственников продолжать с ней сотрудничество, а роль #ГЖИМО должна сводиться к беспристрастному контролю исполнения законодательства в части смены УК по инициативе жителей. Все остальные рейтинги – от лукавого.

Народный рейтинг УК, РСО и ОГЖН

Опыт использования систем Добродел и ЕДС показывает, что с их помощью можно быстро решить только простые вопросы, хотя и насущные (отсутствие лампочки, не вывезенный региональным оператором мусор и т.д.). Мониторинг за их отработкой со стороны губернатора жесткий и позволяет представить на экране телевизора красивую картинку контроля за нерадивыми УК и держать в тонусе глав муниципальных образований.

Однако сложные вопросы через эти системы не решить. Если с решением по существу в какой-то момент наступает проблема, обращение просто закрывается. Т.к. обе системы работают вне рамок закона «Об обращении граждан» и полностью подконтрольны региональной власти, то эскалировать проблему «выше» не получается.

На помощь приходит ГИС ЖКХ, которая позволяет обратиться в УК, ГЖИ, администрацию, РСО (жаль в МосОблЕИРЦ нельзя, но это самая равная среди равных компаний в Московской области, неподконтрольная никому). ГИС ЖКХ контролирует сроки отработки обращений и позволяет оценить полученные ответы. Эти два критерия и позволяют составить независимый рейтинг по всем действующим лицам в сфере ЖКХ.

Идем на сайт ГИС ЖКХ, переходим в раздел Аналитика и отчетность -> Работа с обращениями граждан

Далее устанавливаем параметры (временной период, территориальное деление) и получаем графическое представление отработки обращений. На рисунке выбраны обращения по г.о. Домодедово за 2019 год, который более репрезентативен ввиду введенных ограничений на проверки в 2020 году из-за пандемии.

Под графиком располагаются таблицы, по которым можно понять долю просроченных обращений и доли обращений по оценке результатов ответов. Так в 2019 году #ГЖИМО отработала более 2/3 обращений с нарушением сроков и почти в половине случаев заявитель был не удовлетворен ответом.

В этой же таблице представлена информация по каждой УК, которая позволяет более объективно взглянуть на работу компаний, имеющих одинаковый рейтинг по версии #ГЖИМО.

Конечно, количество обращений в ГИС ЖКХ по Московской области не сравнится с количеством обращений на Доброделе, но, думаю, серьезность их намного выше.

Также призываю всех активно использовать ГИС ЖКХ не только для подачи обращений, но и подачи показаний ИПУ, электронных голосований и т.д. Чем больше людей будут ей активно пользоваться и предъявлять спрос на ее улучшение, тем быстрее она дойдет до нужных кондиций.

Автор: Александр С.


Предыдущая статья по теме:

Upd. 23.03.2021: Другие читатели сообщают, что даже когда жилищная инспекция дает ответ своевременно, в ГИС ЖКХ почему-то отмечается, что ответ направлен с нарушением сроков, что может портить статистику инспекции, которая ничего не нарушает.

Новости ЖКХ: