Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Перерасчет задолженности по коммунальным услугам: разъяснение суда

Жительница МКД обратилась в суд с иском к ООО «УК ЖКХ Приволжского района города Казани» с требованиями об обязании ответчика исключить из выставленных счетов-фактур несуществующие долги и взыскании в счет компенсации морального вреда.

Жительница Казани обратилась в суд с иском к УК

Жительница МКД обратилась в суд с иском к ООО «УК ЖКХ Приволжского района города Казани» с требованиями об обязании ответчика исключить из выставленных счетов-фактур несуществующие долги и взыскании в счет компенсации морального вреда 1 000 000 рублей.

Истица указала, что является собственником квартиры. Обслуживание МКД осуществляет ООО «УК ЖКХ Приволжского района города Казани». Несмотря на ежемесячную оплату жилищно-коммунальных услуг, включенных в единый платежный документ, в выставляемые счета ответчиком неправомерно включены услуги, не оказываемые ей, а именно: дератизация, домофон, который в квартире не установлен, счета за электроэнергию в местах общего пользования выставлены по неверному расчету, вместо 5Квт/час рассчитано из 10Квт/час. Неоднократно в счета включалась оплата за иные неоказанные услуги: длительное время отсутствовал дворник, уборщица, несвоевременно вывозился мусор. В адрес истицы поступают уведомления о наличии у нее задолженности по оплате ЖКУ и возможном ограничении коммунальных услуг в случае непогашения данной задолженности. На доске объявлений в списке неплательщиков коммунальных услуг значится ее квартира, что причиняет ей моральные страдания. В связи с этим просила исключить из счетов на оплату задолженность, по которой истек срок на взыскание; произвести перерасчет; исключить долги за услугу «домофон», дератизацию, капитальный ремонт, горячее водоснабжение на содержание общедомового имущества; взыскать штраф с ответчика.

Исковые требования к ООО «УК ЖКХ Приволжского района города Казани» об исключении суммы из счета на оплату, перерасчете, компенсации морального вреда, штрафа были удовлетворены частично.

Суд принял решение исключить сведения о наличии задолженности по жилищно-коммунальным услугам в размере 10 566 рублей 64 копеек по лицевому счету. Исключить сведения о наличии задолженности гражданки, а также произвести перерасчет по жилищно-коммунальным услугам по лицевому счету за период с 1 сентября 2016 г. по 30 апреля 2020 г. по тарифам «дератизация/дезинсекция» и «капитальный ремонт». Возложить обязанность на УК произвести перерасчет задолженности по коммунальным платежам.

Верховный Суд Республики Татарстан рассмотрел жалобу

Не согласившись с решением суда, истица в своей жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, поставила вопрос об изменении решения суда и возложении на ответчика обязанности исключить из счетов-фактур несуществующие долги; снять со стены дома информацию о существующей у нее задолженности и исключить из списка должников; исключить из счетов-фактур графу за услугу «домофон»; взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 1 000 000 руб.

Обоснование выводов Судебной коллегии

Проверяя довод истицы о незаконном выставлении счета на оплату за услугу «домофон», суд установил, что домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства дверей является принадлежностью общего имущества жилого дома, содержание, обслуживание и ремонт которого относятся к обязанности управляющей организации, оказывающей данные услуги самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. По состоянию на 1 мая 2018 г. действовали тарифы, утвержденные ООО «Аналитик-Эксперт». С 1 июля 2019 г. вступили в силу новые тарифы, утвержденные ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» от 30 мая 2019 г. Плата за услугу «домофон» включена в счет-фактуру на основании агентского договора.

Отклоняя довод истицы о том, что оспариваемой услугой она не пользуется, поскольку является инвалидом 3 группы по потере слуха, домофонное оборудование на входной двери устанавливалось более 15 лет назад, согласия на установку оборудования в своей квартире она не давала, суд обоснованно руководствовался Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, согласно которым в состав общего имущества многоквартирного дома включена внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе, из автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, а потому собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Такая обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом.

Как правильно отмечено судом, отсутствие переговорного устройства в квартире истицы не является обстоятельством, подтверждающим факт неоказания ей услуги «домофон», поскольку дверь в подъезд дома открывается с помощью магнитного ключа от автоматического запирающего устройства.

При этом тариф за обслуживание домофона в отношении собственников квартир без переговорного устройства является пониженным и составляет 29 руб. 11 коп. в месяц, тогда как собственникам квартир с переговорными устройствами выставляется к оплате 49 руб. 09 коп. в месяц. На 2018 г. в отношении собственников квартир без переговорного устройства был установлен тариф в размере 27 руб. 05 коп. Впервые услуга «домофон» включена в счета на оплату только в июне 2018 г.

Отказывая в удовлетворении иска в части требований о компенсации морального вреда, суд исходил из отсутствия доказательств причинения истице физических и нравственных страданий действиями ответчика, указав при этом на то, что истица, не оплачивая в полном объеме жилищно-коммунальные услуги, фактически сама приобрела статус должника. Требования же управляющей компании о погашения задолженности являлись законными. Оснований для взыскания штрафа у суда также не имелось, поскольку в соответствии с положениями п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей штраф взыскивается в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В данном конкретном случае суд освободил истицу от платежей в пользу УК, а не взыскал в ее пользу определенные суммы.

Судебная коллегия определила оставить решение Приволжского районного суда г.Казани от 26 мая 2020 г. без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Марина Кириллова: