Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Припаркованные жителями машины у дома — нарушение требований пожарной безопасности

Контролирующий орган проверил управляющую организацию из Новосибирска. Нашёл нарушения пожарной безопасности и потребовал их устранить.
✖ Нарушение заключалось в том, что из-за припаркованных во дворе автомобилей жителей не соблюдались необходимые по закону расстояния для проезда пожарной техники.
Управляющей организации вменили нарушение п. 8.6 и п. 8.8 СП 4.13130.2013 (с учётом расстановки транспортных средств в период проведения проверки) и указали, что она не обеспечила проезд пожарной техники с 2 продольных сторон.

Расстояния проездов для пожарной техники зависят от высоты дома:

Управляющая организация попробовала оспорить предписание исходя из того, что машины ставят сами жители, и ей не устранить такое нарушение.

Арбитражный суд Новосибирской области ей отказал (дело № А45 – 35448/2019).
Он написал стандартные фразы про обязанность управляющей организации обеспечивать пожарную безопасность в доме:
▪ заявитель, являясь управляющей организацией в отношении проверенного многоквартирного дома, является лицом, обязанным по содержанию дома, обеспечению мер пожарной безопасности, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на спорном объекте защиты, независимо от наличия или отсутствия в Перечне работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.
▪ Из представленных в материалы дела фотографий следует, что на придомовой территории, возле дома, входов в подъезды фактически организована стоянка автомобилей. Вместе с тем, дворовая территория многоквартирных домов не предназначена для стоянок автотранспорта, если такие стоянки не организованы надлежащим образом.

Еще суд сослался на постановление Главы государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» СанПиН 2.21/21.11200 – 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», согласно которому стоянка автомобилей допускается на расстоянии не менее 10 метров от жилых домов, а по факту жители ставили машины на расстоянии 3‑х метров от жилого дома.

Предписание признали законным.

Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил такое решение в силе, как и Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Завершил историю Верховный Суд РФ в своём определении от 14 августа 2020 г. № 304-ЭС20 – 11100.
Он согласился с нижестоящими инстанциями в том, что «право выбора способа и условий мероприятий по обеспечению пожарной безопасности МКД предоставлено непосредственно управляющей компании». При этом управляющая организация не доказала, что она принимала какие-либо меры для приведения придомовой территории в соответствие с требованиям нормативных актов. Например, что собственникам предлагалось решить вопрос по размещению стоянки в соответствии с требованиями СНиП и СанПин.

Таким образом, управляющей организации надо было проводить работу с собственниками и владельцами транспорта:

✔ вынести на общее собрание собственников вопрос об организации парковки,
✔ уведомлять собственников о необходимости соблюдать требования пожарной безопасности,
✔ опционально — писать претензии собственникам машин.

Всё это едва ли решило бы проблему, но тогда управляющая организация нашла бы, чем подтвердить свои попытки решить проблему до всяких проверок МЧС.

Антонина Юдина: