Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

8 вопросов об обращении с отходами

Арбитражный суд Уральского округа опубликовал Рекомендации по вопросам применения законодательства оказании коммунальных услуг.
Рассказываем об основных выводах суда, касающихся обращения с коммунальными отходами, работы регионального оператора.

Всегда ли потребитель обязан оплачивать вывоз ТКО, если не подписан договор?

Из положений п. 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 следует, что в случае если этот договор между потребителем и региональным оператором по обращению с ТКО не подписан, то он считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Таким образом, оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (ст. 65 АПК РФ). К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе VI типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором его обязательств.

Можно ли заключить договор о вывозе ТКО не с региональным оператором?

Из буквального толкования норм Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 следует, что транспортировка ТКО может осуществляться только региональным оператором.

Заключение потребителем договора о вывозе ТКО с другим лицом направлено на обход закона и уклонение от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (ст. 10 ГК РФ).

Потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с ТКО региональному оператору при предоставлении доказательств того, что последний транспортировку ТКО фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к другому лицу.

Могут ли потребители объединиться для складирования ТКО на площадке накопления отходов, на которой организовано раздельное накопление ТКО?

В случае организации раздельного накопления ТКО на одной из площадок накопления отходов несколько потребителей могут объединиться в целях складирования ТКО на ней путем заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО с множественностью лиц на стороне потребителя.

В этом случае плата региональному оператору, которая определяется исходя из объема и количества контейнеров, делится между потребителями пропорционально их числу или иным образом, согласованным в договоре.

Деятельность в нежилом помещении (здании) не осуществляется. Обязан ли платить за вывоз ТКО?

В случае закрытия (консервации) нежилого помещения (здания), о чем региональный оператор уведомлен потребителем заблаговременно, плата за оказание услуг по обращению с ТКО взысканию не подлежит.

Можно ли выбрать способ учета объема ТКО при заключении и исполнении договора на оказание услуг по обращению с отходами?

При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО на основании подп. «а» п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов № 505, вправе выбрать по согласованию с региональным оператором один из двух способов коммерческого учета ТКО:

  • исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема,
  • или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.

Как определяется объем ТКО в случае признания недействующим норматива накопления ТКО?

Если в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО стороны определили коммерческий учет ТКО исходя из норматива накопления ТКО, выраженного в количественных показателях объема, а нормативный правовой акт, которым установлен этот норматив, в судебном порядке признан недействующим, то при взыскании стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО при отсутствии заменяющего нормативного акта подлежат применению разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена».

Таким образом, спор о взыскании задолженности за оказанные услуги рассматривается с участием регулирующего органа, а размер подлежащей оплате задолженности определяется судом исходя из выводов, содержащихся в судебном решении, которым нормативный правовой акт признан недействующим, и имеющихся в деле доказательств.

В частности, при рассмотрении дела суд может учесть консультации специалистов, материалы дел, исходя из которых устанавливался норматив накопления ТКО, принять во внимание выводы, содержащиеся в судебных актах по делам, при рассмотрении которых уже определялся размер того же норматива накопления, а также назначить в соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу.

Кто обязан создавать и содержать места (площадки) накопления ТКО многоквартирного дома?

На основании ч. 1, 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ № 290, по общему правилу обязанность по организации и содержанию места (площадки) накопления ТКО для многоквартирного дома возложена на организацию, осуществляющую управление данным домом.

В том случае, когда площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО, поскольку это повлечет нарушение п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170, согласно которому контейнерная (мусоросборочная) площадка должна быть расположена на расстоянии от окон и дверей жилых зданий не менее 20 метров, на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, возложена только обязанность известить об этом орган местного самоуправления в области обращения с ТКО.

Соответственно, обязанность по организации места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома и ответственность за неисполнение ее в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вместе с тем нахождение места (площадки) накопления ТКО за пределами земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не освобождает собственников помещений многоквартирного дома от обязанности по ее содержанию, поскольку они ею пользуются.

Может ли региональный оператор истребовать у УК сведения, позволяющих идентифицировать потребителей?

В силу п. 1 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ при переходе ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с ТКО на «прямые» договоры с гражданами-потребителями (ст. 157.2 ЖК РФ) организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана предоставлять им сведения, необходимые для начисления потребителям платы за коммунальные услуги, перечень которых определен в п. 6 Правил № 354.

При рассмотрении споров между региональным оператором по обращению с ТКО и организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, об истребовании соответствующих данных необходимо исходить из презумпции наличия у управляющей организации сведений, предусмотренных законом.

Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд может сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства по передаче сведений, бремя доказывания которой возлагается на управляющую организацию, а также об отсутствии необходимости испрашиваемых сведений для начисления потребителям платы за коммунальные услуги и отказать в удовлетворении иска в соответствующей части.

Новости ЖКХ: