Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

«ОДН» начисляется по нормативу. Возможен ли перерасчет по счетчику?

Плату за электроэнергию, потребляемую при содержании общедомового имущества, начисляли по нормативу. Инспекция потребовала по итогам года пересчитать всё по показаниям прибора учета. Законность такого предписания стала предметом рассмотрения в судах.

Требование о перерасчете

Известное многим «ОДН», ранее считавшееся коммунальной услугой, уже больше 2 лет, по общему правилу, относится к содержанию общего общества (ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ). «ОДН» – это устаревшее название, теперь правильно называть термин как «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общедомового имущества» (КР на СОИ).

Изменение названия никак не отразилось на количестве судебных споров, вызванных начислением платы по этой строке квитанции.

Основное правило, закрепленное в Жилищном кодексе РФ, гласит, что даже если в доме есть общедомовой прибор учёта, то размер платы устанавливается как произведение норматива на тариф. При этом закон предполагает в таком случае проведение последующего перерасчета исходя из показаний коллективного счетчика в порядке, установленном Правительством РФ.

Однако Правительство РФ такой порядок не определило, поэтому перерасчет обычно не производится. Некоторые жители добиваются его через органы жилищного надзора, с которыми потом судятся недовольные управляющие организации.

Одним из последних примеров является дело № А46 – 557/2019. По жалобе жителей инспекция провела проверку и установила, что плата начисляется по нормативу, но перерасчета по общедомовому прибору учета не производится. Управляющей компании дали предписание с требованием о перерасчете, которое она обжаловала в арбитражный суд.

Предписание инспекции незаконно?

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Он указал, что хоть закон и обязывает компанию проводить перерасчет, однако такой порядок перерасчета не утвержден, в связи с чем нет возможности для такого перерасчета.

Кроме того, сама управляющая компания обращалась в Минстрой РФ за разъяснением и получила ответ, что она не может произвести пересчитать плату самостоятельно, не дожидаясь установления соответствующего порядка Правительством РФ.

Предписание жилищной инспекции признали незаконным.

Новое решение по делу

Инспекция обратилась с жалобой в вышестоящий суд, который был другого мнения. Он отменил решение нижестоящего суда, поддержав орган жилищного надзора. По мнению апелляции, отсутствие утвержденного Правительством РФ порядка перерасчета исходя из показаний ОДПУ, не может служить основанием ухудшения состояния прав потребителей.

В рассматриваемом случае компания не произвела перерасчет размера платы за коммунальный ресурс (электроэнергию), необходимый в целях содержания общего имущества исходя из объема потребления, определяемого по показаниям коллективного счетчика. В связи с этим, возложенная административным органом обязанность соответствует закону и направлена на обеспечение законности в правоотношениях управляющей организации с собственниками.

По делу был принят новый судебный акт, согласно которому управляющей компании отказали в удовлетворении заявления о признании предписания жилищной инспекции незаконным.

Позже с таким решением согласился суд округа, а в прошлую пятницу – и сам Верховный Суд РФ, который определением от 10 января 2020 г. № 304-ЭС19 – 25414 отказал управляющей организации в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.

Марина Кириллова: