Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Жителей новостройки освободили от оплаты за содержание жилья за полгода

Управляющую компанию обязали вернуть жителям деньги, которые она полгода собирала с них за содержание и ремонт общедомового имущества. Суды посчитали, что размер платы не был установлен в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

Требования жилищной инспекции

Нестандартный пример освобождения собственников от оплаты за содержание жилья мы нашли в деле А21 – 9112/2018.

Житель Калининграда обратился в орган жилищного надзора с жалобой по вопросу законности выставления платы за содержание жилья. 

В ходе проверки жилищная инспекция выявила нарушения лицензионных требований и выдала управляющей компании предписание. В нем требовалось произвести перерасчет (снять начисления) за услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества, за уборку лестничных клеток, работу по содержанию придомовой территории в холодный/летний периоды года (дворник), вывоз ТБО, работу по обслуживанию лифтового хозяйства, обслуживание домофона, консьержа, обслуживание видеонаблюдения и автоматики для ограничения доступа автотранспорта, обслуживание газового оборудования и ливневой канализации за половину 2018 года по всему многоквартирному дому.

Дом большой, в нём расположено 618 помещений, поэтому управляющей компании претензии жилищной инспекции не принесли большого удовольствия, она обратилась в арбитражный суд.

Ситуация в деталях

В суде выяснились следующие обстоятельства дела. 

Управляющая компания «от застройщика» была выбрана по результатам общего собрания собственников, однако на этом собрании не был утвержден размер платы за содержание жилья и другие спорные услуги. 

Тем не менее, собственникам выставлялась плата за уборку лестничных клеток – 4,14 руб. с 1 кв.м., дворник – 1,95 руб. с 1 кв.м., вывоз ТБО ‑2,56 руб. с 1 кв.м., обслуживание лифтового хозяйства – 3,20 руб. с 1 кв.м., видеонаблюдение/ ограничение доступа – 100 руб. с квартиры, обслуживание газового оборудования – 0,71 руб.с 1 кв.м., обслуживание ливневой канализации (очистные) – 0,08 руб. с 1 кв.м., обслуживание домофона – 40 руб. с квартиры, содержание жилья – 9 руб. с 1 кв.м.

Суд указал, что размер платы за содержание общедомового имущества определяется решением общего собрания собственников, а при отсутствии такого решения – муниципалитетом. Других способов определения размера спорной платы закон не предусматривает.

Управляющая компания утверждала, что размер платы утвержден общим собранием, а жилищная инспекция настаивала на обратном. 

Суд изучил протокол: шестым пунктом повестки дня было утверждение размера платы за содержание и ремонт общего имущества, перечня услуг по ремонту и содержанию жилья, перечня дополнительно оплачиваемых услуг и их стоимости, однако сам документ не содержал эти сведения в качестве приложений. 

Договор управления, на который также ссылалась управляющая компания, не был приложением к протоколу. Поэтому суд написал, что его условия, в том числе, размер платы, общим собранием не утверждались.

Таким образом, компания не смогла доказать, что собственники утвердили тот размер платы, который с них собирали. Предписание органа жилищного надзора признали законным.

Обжалование без положительного результата

Компания обратилась с жалобой в апелляционную инстанцию. По её мнению, суд не учёл, что счета выставлялись по тем тарифам, которые раньше также применялись управляющей организацией по договору с застройщиком.

Суд отклонил этот довод, поскольку порядок установления платы по договору управления, заключенному управляющей организацией с собственниками прямо регламентирован Жилищным кодексом РФ и этот порядок компанией не соблюден. За установлением размера платы для спорного дома в местную администрацию компания также не обращалась. 

Верховный Суд РФ в определении от 10.01.2020 № 307-ЭС19 – 24967 согласился с такими выводами, указав, что права компании оспариваемым предписанием не нарушены.

Марина Кириллова: