ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…
Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…

Надо ли размещать в ГИС ЖКХ бюллетени (письменные решения собственников)

Бюллетени (письменные решения) - неотъемлемая часть протокола, поэтому подлежат размещению в ГИС ЖКХ, что не противоречит законодательству о защите персональных данных .Размещение решений обеспечивает право собственников на ознакомление с информацией. Если бюллетени не размещены, то можно обратиться в ГЖИ.

Размещение бюллетеней в ГИС ЖКХ в части, доступной для собственников помещений и недоступной для посторонних глаз, помогает потребителям выявлять подделки своих подписей. Однако на практике оказывается не всегда просто добиться размещения письменных решений собственников, да ещё и в нужном месте. Доводы противников размещения: “не могу”, “не должен”, “беспокоюсь о персональных данных собственников”. Что по таким возражением пишут суды, разбираем в этом материале. 

Опубликовано 21.02.2024. Обновлено 18.03.2024

Бюллетени – часть протокола

В Оренбургской области ООО УК “Газовик” получило предписание обеспечить раскрытие информации по обращению заявителя в части предоставления приложений к протоколам общих собраний собственников помещений.
УК настаивала, что приложения к протоколам не являются информацией, подлежащей раскрытию в ГИС ЖКХ.
Стоит отметить, что бюллетени собственник хотел увидеть на бумаге, а требования предписания были сформулированы общим образом, без отсылки к ГИС ЖКХ.
На это и указали судебные инстанции: предписание не содержит требования обеспечить раскрытие информации посредством размещения приложения к протоколам общих собраний в ГИС ЖКХ, а обязывает предоставить указанные приложения собственнику (дело № А47 – 8405/2021, которое завершилось Определением Верховного Суда РФ от 12.09.2022 № 309-ЭС22 – 15275).

Следом ООО УК “Газовик” оспорило другое предписание ГЖИ Оренбургской области. В этот раз предписание содержало четкие требования обеспечить раскрытие в ГИС ЖКХ обязательной информации о протоколе, а именно приложения к нему, являющиеся неотъемлемой частью протокола, по МКД, находящимся в управлении. 

УО заняла прежнюю позицию: бюллетени в ГИС ЖКХ размещать необязательно, так как под “решениями” нужно понимать итоги собрания, а не бюллетени собственников; приложение 2 к приказу Минстроя №44/пр регламентирует порядок направления документов в ГЖИ через ГИС ЖКХ, а не порядок размещения информации; бюллетени нужно размещать только при проведении собрания в самой ГИС ЖКХ.

Суды указали, что УО неверно толкует закон: письменные бюллетени – неотъемлемая часть протокола, а приказ №44/пр хоть и не определяет размещение информации в ГИС ЖКХ, однако закрепляет требования к оформлению самого протокола (в том числе, к его обязательным частям), который и подлежит размещению в ГИС ЖКХ.

Были отклонены и другие возражения компании:

  • Вопреки доводам УК приказ № 74/114/пр не устанавливает требование к размещению протоколов только по вопросу выбора управляющей организации; приказ предусматривает размещение всех протоколов, которыми утверждены решения общего собрания.
  • Доводы о том, что подлежат размещению в ГИС ЖКХ решения каждого собственника только при проведении собрания в порядке, установленном статьей 47.1 ЖК РФ (собрание в форме заочного голосования с использованием системы) не принимаются ввиду того, что УК не учитывает положения статьи 46 ЖК РФ, которая действует при любой форме голосования.
  • Ссылки УК на руководство пользователя ГИС ЖКХ «Работа в личном кабинете администратора общего собрания собственников» не принимаются. На сайте https://dom.gosuslugi.ru/ размещено руководство пользователя «Работа в личном кабинете управляющей организации», разделами 6.8.2 и 6.8.3 которого установлен порядок добавления (внесения) протоколов общих собраний собственников, решений собственников, переданных в письменной форме, функционал которых позволяет разместить электронный образ решения каждого собственника при просмотре сообщения о проведении общего собрания собственников (имеется кнопка «внести решение», далее «добавить файл»).
  • Согласно пунктам 2 и 3 Порядка, утвержденного Приказом Минкомсвязи России № 589, Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015, ГИС ЖКХ имеет открытую часть, свободный доступ к которой имеет неограниченный круг лиц, и закрытую часть для разных категорий пользователей, доступ к которой ограничен. В силу подпункта 12 пункта 2 Приказа № 74/114/пр персональные данные, предусмотренные составом информации, подлежат размещению в закрытой части системы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

“Учитывая изложенное, заявитель не обосновал то, каким образом размещение или неразмещение решений (бюллетеней) собственников помещений, содержащих в себе персональные данные, нарушает требования в области персональных данных” (дело № А47 – 1348/2022, прошло две инстанции).

Протоколы собраний членов ТСЖ тоже подлежат размещению вместе с бюллетенями

В Курганской области ТСЖ «6 – 32» не смогло признать недействительным предписание ГЖИ разместить в ГИС ЖКХ информацию о решениях собственников.
При этом из повестки собрания (выбор правления и ревизионной комиссии), места хранения оригинала протокола (у председателя правления) следует, что протоколом были оформлены решения собрания членов ТСЖ, а не собственников.

Не оспаривая обязанности ТСЖ размещать протоколы собраний членов (п. 19.3 раздела 10 Приказа №74/114пр), стоит отметить, что суд обосновывал свое решение ссылкой на п. 19.4 того же раздела (“Информация о решении собственника помещения в МКД по вопросам, поставленным на голосование”). При этом ТСЖ настаивало, что закон не обязывает его размещать бюллетени членов.

Суд снова сослался на то, что бюллетени – часть протокола, и отклонил возражение ТСЖ о персональных данных, “поскольку порядок обработки указанных данных регламентирован главой 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»”. 
Также суд учел привлечение председателя к административной ответственности и отсутствие доказательств неисполнимости предписания (дело № А34 – 6253/2021, решение не обжаловалось).

Размещение приложений не нарушает закон о защите персональных данных

В Санкт-Петербурге «Управляющая компания «Сервис Экспресс» оспаривала предписание ГЖИ с такими требованиями:
- принять меры по размещению информации на официальном сайте ГИС ЖКХ – приложения № 6, № 7, № 9 к протоколу общего собрания (в т.ч. скан-образы решений);
- обеспечить общедоступность информации в ГИС ЖКХ для собственников помещений в многоквартирном доме, при реализации своего права на ознакомление с данной информацией, предусмотренной к размещению в соответствии с руководством пользователя «работа в личном кабинете управляющей организации» в разделах «Просмотр протокола общего собрания», «Реестр сведений о голосовании», «Решения собственников, переданные в письменной форме».

Компания обратилась в суд, где ссылалась на свою заботу о персональных данных собственников:
- в соответствии с пп. 12 п. 2 Приказа от 29.02.2016 №74/114/пр персональные данные, предусмотренные Составом информации, подлежат размещению в закрытой части, если иное не предусмотрено федеральным законом;
- поскольку приложения №№ 6, 7, 9 содержат персональные данные собственников, во исполнение этих требований и во избежание нарушения законодательства о персональных данных указанные сведения размещены в закрытом разделе системы.

Суд отметил, что размещение протокола общего собрания и приложений к нему предусмотрено к размещению руководством пользователя «Работа в личном кабинете управляющей организации» в разделах «Просмотр протокола общего собрания», «Реестр сведений о голосовании», «Решения собственников, переданные в письменной форме». Отсюда был сделан вывод, что предписание законно.
Апелляционная инстанция не добавила к этому ничего интересного (дело № А56 – 66096/2023, на момент публикации находится в кассации).

В Омской области ТСЖ «Октябрьский-25» не хотело знакомить представителя собственника нежилого помещения с бюллетенями собственников. Оно оспорило предписание ГЖИ по этому поводу, заняв такую позицию: собственник уже ознакомлен с документами при рассмотрении дела об оспаривании решений общего собрания, ознакомление будет являться нарушением закона о персональных данных, предписание неисполнимо. 

Отказывая товариществу, суды учли, среди прочего, отсутствие бюллетеней в ГИС ЖКХ, а также отклонили довод по персональным данным:
“Ознакомление с указанными документами не означает разглашение персональных данных в смысле Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»” (дело № А46 – 1068/2022, прошло три инстанции).

Практика по ознакомлению с бюллетенями

Факт размещения или неразмещения бюллетеней в ГИС ЖКХ часто поднимается по спорам собственников с органами жилищного надзора об ознакомлении с протоколом собрания. Суды, принимая решение по таким спорам, зачастую учитывают факт неразмещения документов в ГИС ЖКХ, не позволяющий собственнику ознакомиться с бюллетенями иначе, чем в ГЖИ.

Подробнее об этом можно почитать в материале: “Ознакомление с протоколом в ГЖИ: опыт читателей и судебная практика”.

Практика по искам собственников к управляющим организациям об ознакомлении с бюллетенями тоже противоречива. Можно встретить как позицию в защиту персональных данных (определение Восьмого КСОЮ № 88 – 17725/2023), так и уравновешенный подход – УК обязана знакомить с документами, если они у нее есть, и если они не размещены в ГИС ЖКХ (определение Четвертого КСОЮ № 88 – 25839/2022), ознакомление с бюллетенями не нарушает закон о защите персональных данных (определение Четвертого КСОЮ № 8г-27138/2023).

Размещение бюллетеней перед внесением изменений в реестр лицензий

Еще одна категория дел, по которым суды дают оценку неразмещению бюллетеней – это оспаривание решений, связанных с внесением изменений в реестр лицензий.

В Москве суд признал (хотя и не сразу) подобный отказ Мосжилинспекции законным (дело № А40 – 162732/2022, прошло две инстанции):

  • обязательным условием для внесения изменений в реестр лицензий является размещение в ГИС ЖКХ скан-образов решений, протоколов, которыми подтверждается выбор собственниками способа управления, а обязанность по размещению документов возложена на управляющие организации, выбранные собственниками.
  • “При этом представленное Заявителем экспертное и нотариальное заключения не подтверждают размещение указанной информации в открытой системе ГИС ЖКХ, поскольку сделаны из личного кабинета ООО «Олимп ЖКХ» и видны только Заявителю, в то же время, собственники спорного многоквартирного дома не могут воспользоваться данной информацией, ввиду ее отсутствия, что подтверждается распечаткой с ГИС ЖКХ, представленной Мосжилинспекцией” .

Аналогичную оценку суды дали и другому отказу Мосжилинспекции.
Они заключили, что, не разместив в открытом доступе в ГИС ЖКХ скан-образы решений, лицензиат нарушил установленную обязанность, в связи с чем его заявление не соответствует требованиям подпункта «б» пункта 5 Порядка № 938/пр – “недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах” (дело № А40 – 27855/2023, Верховный Суд РФ определением № 305-ЭС23 – 30215 от 14.02.2024 отказал в передаче жалобы для дальнейшего рассмотрения).

Такие же выводы можно найти в другом деле – по иску ТСН, которое ссылалось на невозможность размещения скан-образов решений, однако при рассмотрении дела всё-таки смогло их разместить (дело № А40 – 100390/2022, рассмотрено в трех инстанциях).

Еще один пример из Москвы:
“Представленные заявителем скриншоты с сайта ГИС ЖКХ были представлены с личного кабинета, что не видно собственникам спорных многоквартирных домов, что и было установлено судом при осмотре сайта ГИС ЖКХ в судебном заседании на ноутбуках” (дело № А40 – 123760/2022, прошло три инстанции). 

Стоит отметить, что Мосжилинспекция выигрывает не всегда. Иногда суд встаёт на сторону управляющей организации: 
- “исходя из буквального толкования пункта 5 Порядка, части 2 статьи 198 ЖК РФ и пунктов 2 и 2.1 Состава сведений… (утвержден приказом Минкомсвязи России №368, Минстроя России №691/пр от 29.09.2015), в ГИС ЖКХ, действительно, подлежит размещению протокол общего собрания собственников о выборе управляющей организации со всеми приложениями, однако данный документ подлежит размещению «в системе», то есть на информационной платформе в сети «Интернет», без указания того, где конкретно должны размещаться документы, и имеет ли значение факт размещения документов в иной вкладке с точки зрения возникновения у Мосжилинспекции оснований отказать управляющей организации в предоставлении государственной услуги, даже если сотрудники лицензионного органа полагают нарушенными права граждан на распространение персональных данных или доступность подлежащих размещению сведений” (дело № А40 – 70150/2022 рассмотрено в двух инстанциях);
- “если же лицензиат – не инициатор собрания, то оригиналы документов, полученные от инициатора, лицензиат передаёт в Мосжилинспекцию, но обязанности размещать скан-образы решений и протоколов в ГИС ЖКХ у него не появляется” (дело № А40 – 277393/2021, рассмотрено в двух инстанциях; дело № А40 – 144697/2022, не обжаловалось).

В Московской области споров о размещении протоколов с бюллетенями “не в той вкладке” еще больше. Преобладающая позиция судов:

  • Положений о том, в каком именно разделе (подразделе) системы ГИС ЖКХ необходимо размещать сведения, и каким лицам данные сведения должны быть доступны для ознакомления, нормативные акты не содержат.
  • То есть закон требует «разместить сведения в системе», не конкретизируя «место» такого размещения. Более того, действующее законодательство не содержит такого основания для отказа внесения изменений в реестр, как размещение требуемой информации «не в той вкладке».

Такое обоснование можно найти, например, в делах № А41 – 27604/23, № А41 – 66658/23, № А41 – 13082/2022, № А41 – 62564/2022, № А41 – 13072/2022, № А41 – 44694/2022, № А41 – 62597/2022, № А41 – 62562/2022, № А41 – 28387/2021, № А41 – 75383/2021.

ГЖИ Московской области везде обжаловала решения, но безуспешно. Арбитражный суд Московского округа, который в примерах выше периодически поддерживает Мосжилинспекцию, не хочет разнообразить свою позицию в отношении лицензирующего органа Московской области. 

Один из свежих примеров – спор, инициированный ООО «УК «Новлянский квартал», которому отказали во внесении изменений в реестр лицензий.
Обоснование отказа: «Договор управления размещён заявителем на официальном сайте ГИС ЖКХ в разделе «Договор управления и приложения», находящийся в открытом доступе, при том, что в соответствии с п.п. 12 п.2 Состава информации, персональные данные должны находиться в закрытом доступе». Также Управление в качестве нарушения указало, что протокол общего собрания о выборе управляющей организации с приложениями содержат персональные данные.

Суды в очередной раз написали, что такой отказ является незаконным: всё размещено, всё доступно для лицензирующего органа, «в связи с чем суд приходит к выводу, что обществом не допущены существенные нарушения порядка размещения информации в системе ГИС ЖКХ, которые должны влечь для него и для жителей многоквартирного дома невозможность реализации их права на управление выбранным юридическим лицом».

Это дело интересно привлечением Оператора информационной системы в качестве одного из ответчиков.
Его, ГЖИ МО и Минстрой России управляющая организация хотела через суд обязать «самостоятельно обеспечить защиту персональных данных собственников многоквартирного дома при подтверждении заявки о включении в реестр лицензий».

Однако в удовлетворении такого требования суды отказали: заявителем выбран ненадлежащий способ защиты: «Доводы заявителя направлены на вмешательство в государственную политику и нормативно-правовое регулирование, осуществляемое федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем удовлетворение требований заявителя в этой части будет нарушать конституционный принцип разделения властей» (дело № А41 – 27604/2023).

В Красноярском крае суды пошли по аналогичному пути. Отказы Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, мотивированные отсутствием документов в части, доступной для ознакомления собственниками помещений в МКД (будь то бюллетени, или реестр собственников), признавались судами всех инстанций необоснованными по делам № А33 – 9150/2021, № А33 – 13417/2021, № А33 – 13240/2021.

В Приморском крае управляющая организация не смогла оспорить отказ ГЖИ. Она ссылалась на невозможность размещения сканов бюллетеней, так как в ГИС ЖКХ дом значится за старой УК. Однако суды возразили: “должен – значит можешь” (дело № А51 – 21263/2022, прошло три инстанции). 

Таким образом, при рассмотрении споров об оспаривании отказов во внесении изменений в реестр лицензий суды не отрицают обязательность размещения в ГИС ЖКХ бюллетеней, однако не могут сойтись во мнении, насколько критично размещение документов не в тех местах информационной системы, где документы хотели бы видеть лицензирующие органы. 

Дополнение от читателя, Андрея Сироткина:

Суть процесса такова:
- перед внесением изменений в Реестр лицензий УО-претендент на включение дома в лицензию подает в ОГЖН через ГИС ЖКХ заявку;
- это заявка ссылается на предварительно размещенный этой же УО договор управления (еще не действующий), а протокол ОСС (если основанием заключения договора управления был именно он) размещается этой же самой УО в составе информации об этом (еще не действующем) договоре управления в виде прикрепляемых файлов – то есть, не в виде ссылки на протокол из всегда доступного собственникам Реестра сведений о голосовании (Реестр сведений о голосовании в личных самих собственников именуется как раздел «Протоколы по дому»);
- никаким иным образом УО-претендент разместить протокол ОСС, являющийся основанием для заключения договора управления, на текущий момент не может, т.к.:
а) это просто не предусмотрено текущим функционалом ГИС ЖКХ;
б) до включения дома в лицензию организации она является по отношению к этому дому посторонним лицом и не имеет возможности вносить протоколы в Реестр сведений о голосовании по этому дому (по нормам ЖК вообще-то этот протокол в Реестр сведений о голосовании должен вносить инициатор ОСС, а не претендующая на включение дома в лицензию УО).
По той же причине в текущем функционале нет возможности разместить договор управления, ссылающийся на протокол онлайн-ОСС.

Проблема в том, что:
а) ОГЖН при рассмотрении заявки на включение дома в лицензию смотрит только на этот размещенный самой УО-претендентом протокол ОСС в виде прикрепленных файлов (т.е. никак не проверяет его подлинность);
б) от собственников процесс рассмотрения заявок на включение их дома в лицензию новой УО скрыт и они не могут видеть ни самой заявки, ни еще не действующего ДУ, на который ссылается заявка, ни протокола ОСС, размещенного в составе информации об этом ДУ. Более того, собственники смогут увидеть этот ДУ с протоколом ОСС в его составе даже не сразу после включения дома в лицензию новой УО, а только после размещения новой УО (или ее доверенным расчетным центром) лицевых счетов, в основании которых будет этот договор управления (т.е. тогда, когда «поезд уже ушел»).

«Ознакомление с протоколом в ГЖИ: опыт читателей и судебная практика»
Подписаться на Telegram-канал автора («ЖКХ»)

Антонина Юдина: