С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…
Абонентские и псевдоабонентские договоры и проблемы УО из-за их заключения
ООО «Управляющая компания «Райцентр» из Московской области заключила с предпринимателем договоры на заполнение сайта ГИС ЖКХ (16000 р. ежемесячно) и ведение сайта УК (50000 р. ежемесячно). Так как УО оплатила не всё, на что рассчитывал предприниматель, последний обратился с иском в суд, где попросил взыскать более 900 000 р. задолженности и процентов.  Суд взыскал всего…
Долги предыдущего собственника по взносам на капремонт. Случаи из практики
Подобрали четыре примера из судебной практики, когда задолженность по уплате взносов на капремонт стала проблемой как для продавца квартиры/нежилого помещения, так и для покупателя. Неудачная попытка списать долг за капремонт по сроку исковой давности В сентябре 2022 г. жительница Красноярского края (Л.) продала свою квартиру с условием погашения задолженности по оплате капремонта. Но в ФКР…

Как подготовиться и провести очную часть собрания в очно-заочной форме

Обычно общее собрание собственников начинается с очной части, а дальше продолжается заочным голосованием. На практике изредка встречаются случаи, когда очную часть помещают в середину или даже конец заочной части, так как законом этот вопрос не урегулирован. Чтобы не было лишних вопросов, лучше ставить очную часть в начале.

Опубликовано 01.09.2021. Обновлено 04.03.2024

Порядок очной части собрания ничем особо не регламентирован, поэтому на практике бывают разные варианты – от чисто формального – пришли и ушли одни председатель и секретарь (или вообще не собирались), до масштабного – аренда конференц-залов с приглашением ЧОП.

Если инициатору надо, чтобы собственники «выговорились», или ему самому нужно объяснить что-то жителям и дополнительно проагитировать, то он выбирает для очки удобное время и место. Надо быть готовым к тому, что очная часть – это зачастую недовольная кричащая толпа, которая ничего не понимает и хочет решить какие-то свои вопросы или высказать претензии к управляющей компании, даже если инициатор проводит собрание по совсем другому поводу.

Иногда инициатор заранее знает, что на очной части буду провокации и попытки сорвать это мероприятие, поэтому выбирает неудобное для собственников время и место, либо договаривается с участковым о присутствии.

Выступления на очной части общего собрания

Если не готовиться к очной части, велика вероятность, что инициативу перехватит оппозиция или собственники просто несерьёзно отнесутся к голосованию. Поэтому заранее инициативная группа распределяет роли, а инициатор-одиночка обсуждает с председателем и (или) секретарем регламент, кто что будет говорить и в какой последовательности.

Перед этим надо определиться:

1. Зачем проводится очная часть – дать людям выговориться, соблюсти требования закона, повлиять на мнение собственников, ознакомить их с чем-то?
2. Кто придет на неё, какие в доме жители – бабушки, которые получают знания исключительно из ток-шоу, или современные образованные люди, будут ли провокаторы и оппозиция?
3. Каких действий мы ожидаем от этих людей – чтобы они сразу проголосовали, просто поддержали, помогли убедить соседей?

От ответов на эти вопросы зависит и подготовка:

  • Будет ли это масштабное и длительное заседание, либо формальная и короткая встреча;
  • речь должна быть максимально простой или можно цитировать ЖК РФ;
  • нужны ли раздаточные материалы и как они должны выглядеть, чтобы их было удобно (или наоборот, неудобно) изучать;
  • насколько строгим будет регламент и как будет обеспечиваться его соблюдение;
  • давить на эмоции, если эффект нужен сразу, или подводить к рациональным выводам, если голосовать будут потом.

В начале любого выступления нужно представиться, объяснить, почему собрание проводим именно мы, упомянуть об опыте, если он имеется.

Стоит кратко обозначить регламент, в какой последовательности и что будет рассказываться, кто выступит, когда можно задать вопросы, длительность всего мероприятия или отдельных его частей.

Например: «У нас есть час, чтобы рассказать об общем собрании собственников и разобрать вопросы повестки дня. Я обозначу проблемы, из-за которых проводится собрание, затем озвучу предложения для голосования. Потом объясню, как заполнять бюллетени, куда и когда их можно сдать. Если у вас появятся вопросы, пожалуйста, запишите их, чтобы задать после моего выступления».

Обычно не стоит выносить на обсуждение вопрос о регламенте, так как мнения разделятся и придется игнорировать мнение части аудитории, а это плохое начало.

С самого начала надо показать аудитории, что выступающий – «свой». Для этого надо обратить внимание присутствующих на что-то объединяющее – общие интересы, проживание в одном доме.

Также можно воспользоваться некоторыми приемами вовлечения аудитории:
- задавать вопросы (начнем? хорошо видно? бумага или ручка для записей нужна кому-нибудь?);
- попросить поднять руки тех, кто является собственником помещения, при этом тоже поднять руку, чтобы запустить реакцию (под видом, что проверяем, нет ли представителей собственников или посторонних лиц);
- предложить совершить другое простое действие (придвинуться поближе, поднять над головой раздаточные материалы, чтобы говорящий как бы убедился в их наличии);
- обратиться за помощью, так как это хорошо располагает аудиторию, даже если поможет один человек (закрыть окно или дверь, передать раздаточные материалы тем, у кого их не оказалось, дать знак, когда истечет какой-то промежуток времени).

В середине можно акцентировать внимание на проблемах, рассказать о сложностях, обозначить перспективы и последствия, если ничего не делать. Когда слушающие достаточно впечатлятся, можно озвучить предложения по повестке дня.

Чтение с бумажки сильно уменьшает интерес к выступающему. Поэтому план или текст выступления лучше взять с собой, но постараться выступать с максимальным зрительным контактом с собственниками.

Если на очной части присутствуют кричащие недоброжелатели, то не надо вступать с ними в перепалку, иначе у них получится увести выступающего в сторону от темы собрания. Лучше еще до очной части подготовить группу своих сторонников – собственников, которые согласны с инициатором и точно могут прийти на собрание. Они должны будут поддерживать все сказанное инициатором (председателем), повторять их предложения и закидывать тапками тех, кто пытается эмоциональными криками сорвать очную часть или превратить ее в балаган. Задача такой группы – создать у остального присутствующего большинства участников впечатление, что многие – «за» предложения инициатора, всё практически решено, осталось лишь согласиться путем заполнения бюллетеней.

Ответы на вопросы. Нужно спрогнозировать возможные вопросы и заранее подготовить ответы на них.

Ответы должны быть лаконичными (если только у отвечающего нет цели потянуть время).

Выступающего ничто не обязывает отвечать на все вопросы. Если отвечать не хочется, можно сказать: «У меня под рукой нет информации по этому вопросу», «Мне не хотелось бы озвучивать непроверенную информацию». Ещё можно пообещать спрашивающему, что свяжемся с ним в течение суток и ответим, для чего спросить и записать телефон.

  • Если вопрос задан тихо, его нужно повторить для всех.
  • Если же вопрос непонятный, то можно попросить повторить вопрос или пересказать его самим (как мы поняли). Также можно попросить немного времени для обдумывания, продолжая параллельно отвечать на другие вопросы: за это время либо найдется ответ, либо аудитория забудет вопрос.
  • Иногда вместо вопроса следует «самовыражение» участника собрания. В таком случае стоит прервать монолог: «Итак, ваш вопрос? Сейчас отвечаю на вопросы».

Выслушивать вопросы удобно исходя из очередности поднятия рук. При этом не должен нарушаться регламент. Иначе получится, что соблюдающие регламент наказаны отсутствием ответа, а нарушающие его и кричащие с места поощряются ответами и вниманием. Всё это превратится в базар-вокзал.

Если кто-то начинает спорить или публично сомневаться в предложениях, которые мы озвучили:
- внимательно слушаем со зрительным контактом;
- не хамим в ответ (вероятно, на это нас и провоцируют);
- как бы соглашаемся: «Спасибо за острый вопрос», «Проблема, о которой вы говорите, действительно существует»;
- как студенты, говорим ту информацию, которую можем рассказать: «Но чтобы разобраться в вашем вопросе, нужно рассказать вот о чем…».

Часто спрашивают не ради ответа, а ради внимания. Спорить с ними – еще больше провоцировать на нежелательное поведение. Только если мы уверены, что собственник выражает непопулярное среди аудитории мнение, можно возразить ему и таким образом войти во взаимодействие с остальными участниками собрания.

В конце можно:

- еще раз обратить внимание на основную мысль выступления;
- сделать комплимент вниманию, сдержанности, ответственности участников собрания;
- еще раз напомнить, что у вас есть общего;
- дать рекомендации, обозначить следующие шаги, касающиеся голосования либо последующей реализации принятых на собрании решений.

Голосование на очной части собрания в очно-заочной форме

На очной части собрания, проводимого в очно-заочной форме, и просто на собрании в очной форме решения принимаются путём заполнения бюллетеней.
Никакого поднятия рук для голосования быть не должно: на руках не написано количество голосов, такой способ исключает какую-либо проверку правильности подсчёта голосов.

Письменные решения собственников являются обязательными приложениями к протоколу общего собрания, это требование не зависит от формы собрания.

Результаты собрания на очной части собрания, проводимого в очно-заочной форме, не подводятся, итоги оформляются после завершения всего собрания в целом. То есть полученные на очной части бюллетени складываются вместе с теми, что собраны в период заочной части, а дальше они все вместе учитываются для определения результатов собрания.

Кворума на очной части не требуется, может прийти несколько человек, и это нормально. На очной части какие-либо юридически значимые решения не принимаются. Кворум на собрании в очно-заочной форме считается по общему количеству участников на обеих частях собрания – очной и заочной.

Отдельный протокол для очной части тоже не нужен.
Протокол очно-заочного собрания (не путать с заочным собранием после несостоявшегося собрания в очной форме) составляется один, сразу на всё собрание, без разделения на части. Это следует из общего смысла Требований к оформлению протоколов общих собраний: и выступления участников, и результаты голосования всех участников записываются в одном документе; собрание является единым.

Скачать чек-лист по очной части собрания можно на нашем сайте ДомОнлайн. Там же подготовить именные бюллетени для всех собственников – чтобы было проще заполнять и участники голосования меньше допускали ошибок, а заодно получить актуальный реестр собственников, посчитать голоса и оформить протокол собрания.

Антонина Юдина: