Кому собственник нежилого помещения оплачивает отопление общего имущества
По общему правилу, собственники нежилых помещений оплачивают коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающим организациям (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).  По другому общему правилу, определенные коммунальные ресурсы (вода, электричество, сточные воды), потребляемые при содержании и использовании общего имущества (КР СОИ), относятся к плате за содержание, а не к плате за коммунальные услуги, следовательно, оплачиваются управляющей…
Административная ответственность за самовольное подключение к электросетям
Ч. 1 ст. 7.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за самовольное подключение к электросетям и безучетное потребление электроэнергии, если эти действия не образуют состав уголовно наказуемого деяния. Наказание по этой статье: гражданам — штраф от 10 до 15 тысяч рублей; юридическим лицам — штраф от 100 до 200 тысяч рублей; должностным лицам —…
ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…

Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября

Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика.
Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в силу с 1 сентября 2022 года.

Опубликовано 27.11.2023. Обновлено 03.05.2024

В 2023 году настало время перерасчетов. Вопрос о том, за какой период нужно делать перерасчет, переместился в судебную плоскость, но и там не нашел однозначного ответа.

Позиция в пользу перерасчета за весь 2022 год

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил незаконность предостережения Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (дело № А44 – 2710/2023).

Инспекция считала, что при проведении перерасчета платы за коммунальные ресурсы для целей содержания общего имущества за 2022 год подлежит учету только период с 01.09.2022 по 31.12.2022, а ООО УО «Новострой» провело корректировку платы за период с января по декабрь 2022 года.

Краткое изложение позиции суда:

  • в буквальном содержании Правил № 491 в редакции Постановления № 92 усматривается, что расчетным периодом для проведения перерасчета платы за коммунальные ресурсы является календарный год. Иного порядка корректировки Правила № 491 в редакции Постановления № 92 не предусматривают;
  • при этом проведение перерасчета исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора предусмотрено частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ;
  • поскольку Постановление № 92 вступило в законную силу с 01.09.2022, управляющая организация в 1 квартале 2023 года имела основания проведения в предусмотренном названным Постановлением порядке перерасчета за коммунальные ресурсы для целей содержания общего имущества МКД за 2022 год;
  • «Позиция инспекции, изложенная в оспариваемом предостережении, не соответствует пункту 29(3) Правил № 491 и нарушает права общества».

Еще лучше написали суды, признавая незаконным предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (дело № А26 – 6749/2023):

  • Положения ЖК РФ об обязательности перерасчета объема коммунального ресурса содержания общего имущества при расчете исходя из нормативного или среднемесячного объема действуют с 10 августа 2017 года, при этом порядок такого перерасчета не был утвержден до вступления в силу постановления Правительства РФ от 03.02.2022 № 92.
  • Отсутствие до утвержденного Правительством РФ порядка перерасчета объема коммунального ресурса не исключало обязанности управляющей организации о его проведении, но порождало определенную правовую неопределенность в сроках, периодичности выполнения перерасчета, в том числе в случае прекращения управления многоквартирным домом (Определение Верховного суда РФ от 10.01.2020 №304-ЭС19 – 25414).
  • Соответственно, обязанность осуществления перерасчета существовала и до 01.09.2022, а Постановление Правительства №92 было принято уже в развитие действующего жилищного законодательства и утвердило механизм проведения такого перерасчета, детализирующее порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы.
  • Из буквального содержания пункта 29(3) «а» Правил № 491 в редакции Постановления №92 безусловно следует, что расчетным периодом для проведения корректировки платы за коммунальные ресурсы является календарный год. Иного порядка корректировки Правила № 491 в редакции Постановления №92 не предусматривают.
  • С датой вступления в законную силу Постановления №92 связано возникновение у Общества как у управляющей организации права на проведение корректировки платы за коммунальные ресурсы. Поскольку указанное Постановление №92 вступило в законную силу с 01.09.2022, то в 1 квартале 2023 года у Общества возникло право проведения такой корректировки.
  • При этом Общество при проведении корректировки обязано соблюдать порядок и формулу перерасчета, определенную пунктом 2 приложения к Правилам № 491, согласно которой периодом, за который осуществляется перерасчет в соответствии с подпунктом «а» пункта 29(3) Правил № 491, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчет осуществляется. Никаких оговорок об ином периоде, учитываемом при проведении перерасчета (в том числе в связи с датой вступления в силу тех или иных нормативных правовых актов) ни Постановление № 92, ни иное действующее жилищное законодательство не содержит.

«Соответственно, Общество при проведении в 1 квартале 2023 года рассматриваемой корректировки по спорным МКД совершенно обоснованно в качестве расчетного периода применило весь календарный 2022 год».

Позиция в пользу перерасчета лишь за последние четыре месяца 2022 года

https://t.me/gkhvsem

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда и отказал ООО «УО г. Волгограда» в отмене предписаний (дело № А12 – 9801/2023).
«Доводы апеллянта о правильности перерасчета с 01.01.2022 по 30.12.2022 со ссылкой на положение подпункта «а» пункта 29(3) Правил № 491, которым предусмотрено осуществление перерасчета по истечении календарного года в первом квартале года, следующего за расчетным, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку установление в подпункте «а» пункта 29(3) Правил № 491 порядка перерасчета по истечении календарного года не свидетельствует о распространении действия Постановления Правительства РФ N 92 на период до 01.09.2022, то есть до вступления в силу указанного Постановления. Кроме того, данное Постановление не содержит указаний на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие».
Такая позиция оставлена в силе Арбитражным судом Поволжского округа, а Верховный Суд РФ отказался передать жалобу на рассмотрении коллегии.

Суды поддержали предписания из Волгоградской области и по другим делам – № А12 – 9802/2023, № А12 – 15676/2023, № А12 – 15598/2023.

Аналогичную позицию занял Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в деле об оспаривании привлечения ООО «УК «Уют» к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (дело № А34 – 1004/2023).
Компания сделала перерасчет в связи с расторжением договора управления, но ГЖИ Курганской области не понравилось, что такой перерасчет затронул период с января 2022 года по сентябрь 2022 года. Суд встал на сторону инспекции.

Еще один пример – дело № А75 – 11100/2023 из ХМАО. Суд сначала признал недействительным предписание Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, однако апелляционная инстанция встала на сторону надзорного органа и поддержала его требования о том, что перерасчет стоило делать лишь за 4 месяца. 

➜ Подписаться на Telegram-канал автора («ЖКХ»)

Антонина Юдина: