Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Можно ли демонтировать детскую площадку, расположенную слишком близко к МКД

Житель Новгородской области обратился в суд, чтобы обязать ТСН демонтировать малые архитектурные формы (элементы детской игровой площадки), расположенные непосредственно рядом с домом. Ссылался на то, что бывший председатель ТСН самовольно принял решение о возведении детской площадки — не вынес этот вопрос на общее собрание собственников и не поставил их в известность о покупке площадки за счет общих средств.

Также истец указал: бывший председатель ТСН не учел того, что площадка оказалась на расстоянии 1,5 м от окон спальных комнат жильцов. Это «существенно нарушает право граждан на отдых и сон, отрицательно сказывается на здоровье пожилых людей, инвалидов и лиц, страдающих заболеваниями».

По вопросу расположения спорной детской площадки истец обращался в прокуратуру, муниципалитет, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области. Из их ответов сложилась следующая картина:

  • Относительно стены МКД детская площадка расположена на расстоянии менее установленного норматива. Однако «территория каждого домовладения, как правило, должна иметь хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода; площадку для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей» (п. 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170).
  • Детская игровая площадка предназначена для отдыха детей и существует длительное время. Ни хозяйственной, ни спортивной площадки на придомовой территории нет. «В связи с незначительной площадью земельного участка и ограничением его плотной застройкой и проезжей частью альтернативное место для установки детской игровой площадки на придомовой территории отсутствует».
  • На момент проверки прокуратурой детская площадка находилась в надлежащем состоянии, требования ГОСТ Р 52169 – 2012 не нарушены.
  • СП 42.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01 – 89*), утвержденный Приказом Минстроя РФ № 1034/пр от 30.12.2016, распространяется только на проектирование новых или реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований.

Кроме того, истцу разъяснили: он не лишен права инициировать общее собрание собственников по вопросу демонтажа детской площадки (ее элементов). Такое собрание в итоге прошло, но большинство собственников проголосовало против демонтажа площадки. Это решение никто не оспорил.

Суды трех инстанций учли все обстоятельства дела и отказали истцу в удовлетворении иска (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 4738/2023). При этом исходили из следующего: спорные элементы детской площадки являются элементами благоустройства и располагаются на земельном участке, находящемся в долевой собственности собственников МКД. Вопрос о демонтаже этих элементов, независимо от того, когда и при каких обстоятельствах детская площадка была установлена, в настоящее время могут решить только собственники МКД.

Можно ли снести детскую площадку, мешающую проезду пожарной техники и отдыху граждан
Больше материалов про детские площадки

Александра Павлова: