Житель Новгородской области обратился в суд, чтобы обязать ТСН демонтировать малые архитектурные формы (элементы детской игровой площадки), расположенные непосредственно рядом с домом. Ссылался на то, что бывший председатель ТСН самовольно принял решение о возведении детской площадки — не вынес этот вопрос на общее собрание собственников и не поставил их в известность о покупке площадки за счет общих средств.
Также истец указал: бывший председатель ТСН не учел того, что площадка оказалась на расстоянии 1,5 м от окон спальных комнат жильцов. Это «существенно нарушает право граждан на отдых и сон, отрицательно сказывается на здоровье пожилых людей, инвалидов и лиц, страдающих заболеваниями».
По вопросу расположения спорной детской площадки истец обращался в прокуратуру, муниципалитет, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области. Из их ответов сложилась следующая картина:
- Относительно стены МКД детская площадка расположена на расстоянии менее установленного норматива. Однако «территория каждого домовладения, как правило, должна иметь хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода; площадку для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей» (п. 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170).
- Детская игровая площадка предназначена для отдыха детей и существует длительное время. Ни хозяйственной, ни спортивной площадки на придомовой территории нет. «В связи с незначительной площадью земельного участка и ограничением его плотной застройкой и проезжей частью альтернативное место для установки детской игровой площадки на придомовой территории отсутствует».
- На момент проверки прокуратурой детская площадка находилась в надлежащем состоянии, требования ГОСТ Р 52169 – 2012 не нарушены.
- СП 42.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01 – 89*), утвержденный Приказом Минстроя РФ № 1034/пр от 30.12.2016, распространяется только на проектирование новых или реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований.
Кроме того, истцу разъяснили: он не лишен права инициировать общее собрание собственников по вопросу демонтажа детской площадки (ее элементов). Такое собрание в итоге прошло, но большинство собственников проголосовало против демонтажа площадки. Это решение никто не оспорил.
Суды трех инстанций учли все обстоятельства дела и отказали истцу в удовлетворении иска (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 4738/2023). При этом исходили из следующего: спорные элементы детской площадки являются элементами благоустройства и располагаются на земельном участке, находящемся в долевой собственности собственников МКД. Вопрос о демонтаже этих элементов, независимо от того, когда и при каких обстоятельствах детская площадка была установлена, в настоящее время могут решить только собственники МКД.
➜ Можно ли снести детскую площадку, мешающую проезду пожарной техники и отдыху граждан
➜ Больше материалов про детские площадки