Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Ответственность УК за нарушение микроклимата в межквартирных коридорах МКД

В г. Екатеринбурге собственники пожаловались в Роспотребнадзор на нарушение параметров микроклимата в местах общего пользования МКД. Результаты лабораторных измерений подтвердили, что претензии жильцов небезосновательны: температура и влажность воздуха в межквартирных коридорах на 6, 14 и 22‑м этажах не соответствовали требованиям СанПиН 1.2.3685 – 21. Температура воздуха оказалась выше нормативной, а его влажность — ниже предусмотренных значений.

В итоге УК получила предписание об устранении выявленных нарушений и административный штраф в размере 10 500 рублей (ст. 6.4 КоАП РФ). Не согласившись с предписанием, УК обратилась в суд. При рассмотрении дела ссылалась на следующее:

  • В предписании не указано, какие мероприятия по управлению МКД управляющая компания не выполнила и что ей нужно сделать для устранения нарушений.
  • УК предпринимает все возможные и необходимые меры, связанные с содержанием МКД. При этом руководствуется Постановлением Правительства РФ № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
  • Возложение на УК «абстрактных обязанностей», не предусмотренных договором управления и Правилами содержания общего имущества № 491, нарушает ее права. Предписание обязывает восстановить температурные показатели без установления вины УК в их нарушении.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска (постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу № А60 – 13075/2022). При этом пришли к выводу: в силу ч. 1 ст. 161, ч. 2 и 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая компания ответственна за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к параметрам микроклимата в местах общего пользования (межквартирных коридорах) МКД.

Интересно, что суд первой инстанции сделал акцент на возможных последствиях нарушения микроклимата: «в условиях превышения допустимых показателей параметров микроклимата возможно перегревание организма, т. е. повышение температуры тела, учащение пульса, обильное потоотделение. Недостаточная влажность приводит к интенсивному испарению влаги со слизистых оболочек, что приводит к их пересыханию, растрескиванию и создает благоприятные условия для проникновения в организм возбудителей инфекционных заболеваний».

Согласно договору управления, заключенному с собственниками дома, УК обязана осуществлять надлежащий контроль и надзор за качеством текущего ремонта, технического обслуживания и санитарного содержания МКД.

В силу договора на управление, эксплуатацию и содержание МКД, заключенного между УК и застройщиком, именно управляющая компания обязана создавать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, управлять общим имуществом, выполнять комплекс технических работ и мероприятий для поддержания эксплуатационных свойств жилого дома.

По условиям этого же договора, УК обязана направлять застройщику предложения или требования о проведении работ в МКД при выявлении строительных дефектов. Она вправе готовить предложения, заявления и обращения по устранению строительных недостатков, выявленных в процессе оказания услуг и выполнения работ по условиям заключенного договора.

И если УК предполагает, что нарушение микроклимата было вызвано строительными дефектами, то может привлечь застройщика к их устранению, так как наделена соответствующими полномочиями.

Срок исполнения предписания является разумным. Содержащиеся в нем формулировки доступны для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений. УК не доказала техническую невозможность выполнить предписанные действия.
Также УК самостоятельно определяет способ исполнения предписания и в случае неясности по этому вопросу вправе обратиться за разъяснениями в контролирующий орган.

Другие примеры из практики:
Собственник пытался добиться от УК замены стояков отопления и генеральной уборки в подъезде МКД
Можно ли обязать УК установить защитные экраны на батареи в подъезде МКД

Александра Павлова: