Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Можно ли сэкономить на капремонте при спецсчёте, если во время ремонта сменить владельца этого счёта
В Приморском крае собственники весной 2022 года решили провести капремонт за счет денег, собранных на спецсчёте, владельцем которого была УО - ООО «Олимп». Однако через полгода те же собственники приняли другое решение - о досрочной смене управляющей организации на ООО УК «Сити-Сервис», которая и стала новым владельцем спецсчёта. Таким образом, старая УО осталась должна подрядчикам…
УК через суд добивалась получения ключей от электрощитка в подъезде МКД
В Краснодарском крае жильцы двух квартир (ответчики) самовольно закрыли этажный электрощиток, размещенный в межквартирном коридоре МКД. Навесили на его дверцы замки и тем самым ограничили доступ УК к электросчетчикам в том числе для визуального осмотра, проверок правильности подключения и работы. О наличии таких препятствий УК составила акты и попыталась решить проблему с инициативными жильцами. Безуспешно.…

Собственник пытался взыскать с РСО расходы на водонагреватель

Ресурсоснабжающая организация отказалась добровольно возмещать понесенные собственником расходы, поэтому конфликт пришлось разрешать в суде. Правда, суды оказались не единодушны в своих выводах.

Житель г. Новосибирска (далее — истец) неоднократно обращался в ресурсоснабжающую организацию (далее — ответчик) по поводу того, что в межотопительный период горячая вода в его квартире, да и во всем МКД недостаточно горячая. Просил устранить проблему и в дальнейшем предоставлять качественную коммунальную услугу.

Ответчик никаких мер не принял, а на требование истца безвозмездно предоставить ему в пользование новый водонагреватель ответил отказом. Тогда истец за свой счет приобрел водонагреватель стоимостью 8900 рублей и обратился в суд.

В исковом заявлении просил взыскать с ответчика возмещение понесенных расходов — 8900 рублей, неустойку — 74 100 рублей, компенсацию морального вреда — 10 000 рублей и «потребительский» штраф.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Он изучил материалы дела и установил: согласно актам обследования, температура горячей воды в месте водоразбора (в квартире истца) составляет 24 — 38℃ и действительно не соответствует нормативным требованиям. В соответствии с СанПиН 2.1.3684 – 21, «температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C» (п. 84).

По договору инженерные системы и оборудование внутри МКД, а также внутри квартир не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ответчика. Из представленных актов следует, что на границу эксплуатационной принадлежности ответчик поставляет горячую воду с температурой, соответствующей СанПиН 2.1.3684 – 21.
И ответчик «не несет бремени негативных последствий за содержание общего имущества МКД в состоянии, не обеспечивающим доставку ресурса (горячей воды) до потребителя с установленной нормативной температурой».

Еще один момент: в отопительный сезон поставка горячей воды потребителям осуществляется по закрытой схеме через пластинчатый теплообменный аппарат, а в межотопительный период — по открытой схеме, без использования теплообменника и при непосредственном отборе теплоносителя на нужды ГВС из подающего трубопровода.
В межотопительный период циркуляция теплоносителя по тепловым сетям возможна только при переводе потребителей на закрытую систему ГВС — после проведения реконструкций в ИТП потребителей.

Однако суд отметил, что ответчик не несет ответственности за принятие решений о порядке и сроках прекращения ГВС с использованием открытых систем, а также об организации перевода абонентов на иную систему ГВС.
Кроме того, коммунальные услуги истцу были оказаны, перерасчет за предоставление коммунальной услуги по ГВС ненадлежащего качества — предоставлен.

В итоге суд первой инстанции пришел к выводу: истец избрал неверный способ защиты нарушенного права и не доказал, что причина понижения температуры воды в его квартире — это результат виновных действий ответчика.
Апелляционный суд оставил вынесенное решение без изменений.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции направил дело на новое апелляционное рассмотрение (определение по делу № 88 – 21008/2022).
Нижестоящие суды не учли, что истец оплачивает поставляемую коммунальную услугу ответчику. Это значит, что именно ответчик должен доказывать отсутствие своей вины в ненадлежащем оказании услуг.

Суды незаконно возложили на истца обязанность по доказыванию причинно-следственной связи между возникшими убытками (приобретение водонагревателя) и действиями ответчика, оказывающего коммунальную услугу с отклонением от действующих нормативов.
«Ответчик, опровергающий доводы истца относительно причинно-следственной связи между своим поведением и убытками потребителя, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков».
Из материалов дела не следует, что ответчик такие доказательства представил.

➜ Другая статья по теме — «РСО не отвечает за состояние внутридомовых систем»
➜ Больше материалов о горячем водоснабжении

Александра Павлова:
Related Post