Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Верховный Суд РФ про уведомление о долге через квитанции

Верховный Суд РФ отказался признавать недействующим подпункт «а» пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.07.2022 № АКПИ22 – 310).
Эта норма касается уведомления должников об отключении коммунальных услуг.

Напомним, что некоторые УК и РСО уведомляют должников об отключении через квитанции. Возможно, они ориентируются на разъяснения Минстроя РФ в письме от 12.11.2020 № 45451-ОЛ/06 (что при использовании квитанции доказывать факт ее вручения необязательно).

Однако далеко не все суды с этим согласны и требуют от исполнителей коммунальных услуг доказательств получения квитанций потребителями (дело № А51 – 20559/2021 из Приморского края, № А43 – 32481/2021 из Нижнего Новгорода, А41 – 83423/2021 из Московской области, № А32 – 47555/2021 из Краснодара, А46 – 14454/2021 из Омска и т.д.).

Подготовленные изменения в Правила №354 предполагают упрощенное уведомление должников через квитанции, но пока непонятно, когда эти изменения примут, в каком окончательном виде, и когда они вступят в силу.
И пока этих изменений нет, ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» попыталась оспорить подпункт из Правил № 354. До этого компании не повезло в споре с ГЖИ Липецкой области по этому же вопросу.

По мнению организации, «возложение бремени доказывания даты получения потребителем квитанции на оплату коммунальных услуг, а соответственно, уведомления о введении ограничения потребления электрической энергии на исполнителя коммунальной услуги при подтверждении факта направления такой квитанции в установленный законодательством срок противоречит статье 165.1 Гражданского кодекса РФ».

Верховный Суд РФ отказал в иске и отметил, что никакого противоречия нет:

  • В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ юридически значимые сообщения считаются доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1).
  • При этом правила пункта 1 применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (пункт 2 ст. 165.1 ГК РФ).
  • Норма из Правил № 354 как раз предусматривает это «иное», а именно устанавливает специальный порядок уведомления потребителя.
  • Правила регулируют сроки предоставления платежных документов, при этом не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя-должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
  • При этом оспариваемое положение обеспечивает доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя, которая необходима ему для осуществления компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями, в полной мере содействует защите потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также защите их экономических интересов как экономически более слабой и зависимой стороны.

Вывод суда: «оспариваемое нормативное предписание применяется как часть специального законодательства, имеет приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, и не может противоречить статье 165.1 Гражданского кодекса РФ».

Антонина Юдина: