Что нужно знать о проверке электросчетчика, если сработала антимагнитная пломба
Недобросовестные потребители нередко используют мощные магниты, чтобы занизить показания электросчетчиков и сэкономить на оплате коммунальных услуг. Такие действия незаконны, но некоторых почему-то это не смущает. Энергосбытовые компании прекрасно знают об этой уловке. Чтобы установить факт неправомерного вмешательства в работу прибора учета, они используют антимагнитные пломбы с индикатором. Функцию индикатора могут выполнять специальные полосы, капсула с…
Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…

Можно ли с председателем правления ТСЖ заключить трудовой договор – позиция Конституционного суда РФ

Важная для ТСЖ позиция Конституционного Суда РФ, который высказался о возможности заключения трудового договора с председателем правления товарищества, содержится в недавно опубликованном постановлении № 28‑П от 05.07.2022.

Оспаривалась конституционность части 3.1 ст. 147 Жилищного кодекса РФ:
«член правления ТСЖ не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества».

Ситуация
В Архангельской области в ТСЖ в 2012 году избрали председателя, в 2013 – установили ей вознаграждение. Все это были оформлено трудовым договором.
В 2018 году ТСЖ решили ликвидировать, тогда председатель обратилась в суд за взысканием невыплаченной заработной платы, компенсации за нарушение сроков ее выплаты, неиспользованный отпуск и причиненный моральный вред.

Все суды отказали ей: отношения не трудовые, а гражданско-правовые; в последнее время вознаграждение ей выплачивалось, а по старым годам пропущен срок исковой давности.

Тогда бывшая председатель обратилась в Конституционный Суд РФ. Она посчитала, что норма «препятствует председателю правления ТСЖ как члену правления осуществлять деятельность в данном товариществе на основании трудового договора, нарушает ее конституционное право на труд, свободный выбор рода деятельности и профессии».

Вывод Конституционного Суда РФ:
запрет председателю правления ТСЖ совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору означает, что председатель не может осуществлять иную оплачиваемую работу по трудовому договору с товариществом;
норма не мешает признанию трудовыми отношений председателя правления с ТСЖ, если из их содержания в конкретном случае следует осуществление председателем именно трудовой функции, как она определена статьей 15 Трудового кодекса РФ.

Обоснование такой позиции:

  • Заключение гражданско-правового договора не всегда соответствует потребностям ТСЖ, например, в случае если лицо, претендующее на выполнение функций председателя, с одной стороны, обязуется систематически осуществлять организацию его хозяйственно-управленческой деятельности, а с другой стороны, хотело бы рассчитывать на стабильность соответствующих отношений и возможность пользоваться теми гарантиями, которые предоставляются работникам.
  • Ни Гражданский кодекс РФ, ни Трудовой кодекс РФ непосредственно не определяют природы и правовой формы отношений, которые складываются между ТСЖ и председателем, тем самым не исключая возможности сторон урегулировать их в рамках закона различными способами.
  • Возможность заключения с председателем правления ТСН трудового договора подтверждается положениями законодательства о ТСН, из содержания которых следует, что правовое положение единоличных исполнительных органов таких товариществ сходно, а значит, должно быть аналогичным и правовое регулирование отношений, складывающихся между товариществами и лицами, выполняющими функции единоличных исполнительных органов. В противном случае лица, находящиеся в сходной ситуации и относящиеся к одной категории, оказывались бы в разном положении.
    Далее Конституционный Суд РФ приводит в пример садоводческие товарищества.
  • Часть 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса РФ не может расцениваться как исключающая право ТСЖ принять решение о заключении трудового договора с председателем.
  • Иначе было бы невозможно установить вытекающие из трудовых отношений гарантии в тех случаях, когда гражданин выполняет функцию председателя как трудовую, что даже при равном с гражданско-правовым договором размере периодических денежных поступлений от товарищества все равно ухудшало бы его положение применительно в том числе к праву на отпуск, случаям временной нетрудоспособности, т.е. необоснованно ограничивало бы право распоряжаться своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции РФ).
  • Указанный в норме запрет может иметь цель исключить злоупотребления со стороны членов правления, что допускает отсутствие возможности у председателя осуществлять в товариществе иную деятельность, кроме выполнения функции единоличного исполнительного органа, не запрещая, однако, заключение трудового договора о выполнении работы в качестве председателя.
  • Правовое положение председателя определяется положениями устава ТСЖ и (или) решением о виде заключаемого с ним договора, принятым общим собранием членов товарищества, а также непосредственно этим договором.
    Вопрос о том, основываются ли его отношения с товариществом на положениях трудового или гражданского законодательства, решается в соответствии с этими документами.
  • Если эти документы ничего такого не закрепляют и не регулируют, то природу отношений с председателем определяет суд.
    При этом посчитать отношения не трудовыми можно лишь при наличии весомых и убедительных оснований, к которым во всяком случае не может относиться ссылка на ч. 3.1 ст. 147 Жилищного кодекса РФ как на исключающую трудовые отношения председателя с ТСЖ.

Старая позиция Верховного Суда РФ

Напомним, что Верховный Суд РФ в кассационном определении от 24 мая 2019 г. № 84-КА19 – 1 высказывался несколько иначе:

  • Установленный частью 3.1 ст. 147 запрет в полной мере относится и председателю правления.
  • ТСЖ является формой самоорганизации граждан, члены правления которого и его председатель являются членами ТСЖ, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме ТСЖ в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.
  • члены правления и его председатель действуют исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.
  • ТСЖ является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом.

Теперь стоит ориентироваться на разъяснение Конституционного Суда РФ.

Антонина Юдина:

View Comments (1)

  • Наконец-то здравый смысл восторжествовал . Позиция ВС РФ была как мин странной , по его мнению ТСЖ могло нанять собственника- члена ТСЖ дворником, уборщиком, бухгалтером, но не могло нанять руководителем организации. Я понимаю, если бы у ТСЖ не было статуса юрлица, тогда бы можно было говорить об отсутствии формального работодателя. И если работник (Председатель ТСЖ) и работодатель - ТСЖ (юрлицо) в лице уполномоченного члена Правления оформили труд отношения , то как вообще какие-либо третьи лица могут ставить их под сомнение? ТК РФ вообще не дает возможности переквалифицировать труд отношения в какие либо иные. С трудовыми отношениями Председатель может нормально организовать деятельность ТСЖ- нанимать работников и т.д. По моему мнению, не будучи штатным работником своей организации, Председателю надлежащим образом оформлять и осуществлять свои полномочия было бы намного проблематичнее. А в целом , это еще одна хорошая иллюстрация несовершенства формулировок ЖК РФ