С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…
Абонентские и псевдоабонентские договоры и проблемы УО из-за их заключения
ООО «Управляющая компания «Райцентр» из Московской области заключила с предпринимателем договоры на заполнение сайта ГИС ЖКХ (16000 р. ежемесячно) и ведение сайта УК (50000 р. ежемесячно). Так как УО оплатила не всё, на что рассчитывал предприниматель, последний обратился с иском в суд, где попросил взыскать более 900 000 р. задолженности и процентов.  Суд взыскал всего…
Долги предыдущего собственника по взносам на капремонт. Случаи из практики
Подобрали четыре примера из судебной практики, когда задолженность по уплате взносов на капремонт стала проблемой как для продавца квартиры/нежилого помещения, так и для покупателя. Неудачная попытка списать долг за капремонт по сроку исковой давности В сентябре 2022 г. жительница Красноярского края (Л.) продала свою квартиру с условием погашения задолженности по оплате капремонта. Но в ФКР…

Знак о запрете курения. Чем грозит УО его отсутствие в многоквартирных домах

Если в МКД нет знака о запрете курения, управляющую организацию и ТСЖ можно привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.25 Кодекса об административных правонарушениях. За несоблюдение требований к знаку о запрете курения и порядку его размещения юридическим лицам грозит штраф от 30 000 до 60 000 рублей.

Как должен выглядеть знак и где располагаться, определяют Требования к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов и к порядку его размещения (далее — Требования), утвержденные приказом Минздрава России от 20.02.2021 № 129н. 

Как выглядит знак о запрете курения?

Согласно п. 1 Требований, знак о запрете курения выполняется в виде цветографического изображения в форме круга с каймой красного цвета, ширина которой должна быть не менее 13,7 мм. Также:

  • Диаметр круга должен составлять не менее 200 мм, включая кайму.
  • В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты, представляющее из себя три прямоугольника черного цвета.
  • Размер первого прямоугольника должен быть не менее 120 x 25 мм, второго и третьего — не менее 6,2 x 25 мм. Прямоугольники размещаются слева направо. Расстояние между первым и вторым прямоугольником должно составлять не менее 5 мм, между вторым и третьим — не менее 6,2 мм.
  • Сверху второго и третьего прямоугольников размещаются волнистые линии шириной не менее 5 мм, изображающие дым.
  • Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Красная поперечная полоса выполняется под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом знака (сигаретой).

Где в МКД размещать знак о запрете курения?

Общее требование к размещению знака о запрете курения содержит ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»:
«для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции, использование кальянов запрещены, размещается знак о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов».

Конкретику вносит уже п. 5 Требований. Согласно ему, знак размещается у каждого входа (выхода) на территории, в помещениях и на объектах, определенных Федеральным законом № 15-ФЗ, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции и использование кальянов запрещено (у транспортных средств — на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ, курение запрещено в том числе: в лифтах и помещениях общего пользования МКД; в помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах.

А что суды?

В судебной практике не так много случаев, когда УО пытаются оспорить постановления о привлечении к административной ответственности за отсутствие знака о запрете курения. Но если дело все же доходит до суда, УО выигрывают редко. На примерах из практики покажем, чем руководствуются суды при вынесении решений и какие доводы приводят УО в обоснование своей позиции. Некоторые дела «не первой свежести», но это не меняет суть спора. 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2015 года по делу № А62 – 5250/2013

В г. Смоленске Роспотребнадзор оштрафовал УО на 45 000 рублей за отсутствие в подъездах МКД знака о запрете курения. УО обратилась в суд, чтобы признать постановление Роспотребнадзора незаконным. Ссылалась на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения утверждены приказом Минздрава РФ от 12.05.2014 № 214н, который на момент проведения проверки не вступил в силу. При этом действовавший ранее приказ Минздрава РФ от 30.05.2013 № 340н уже был отменен.

Суд первой инстанции снизил размер штрафа до 30 000 рублей, так как Роспотребнадзор не установил обстоятельств, отягчающих административную ответственность УО. Что касается довода о приказах Минздрава РФ: на момент совершения правонарушения действовал Федеральный закон № 15-ФЗ, содержащий нормы о запрете курения на определенных территориях и размещении знака о запрете курения.

В апелляционной жалобе УО указала «на отсутствие законодательно закрепленной обязанности управляющих организаций по размещению знаков о запрете курения в местах общего пользования многоквартирных домов».

Апелляционный суд не впечатлился. Он оставил вынесенное ранее решение без изменений, а жалобу УО — без удовлетворения. При этом сослался на обязанности ИП и юрлиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 15-ФЗ).
Кроме того, согласно договору управления домом, УО обязуется осуществлять управление общим имуществом МКД в том числе в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 января 2017 года № 7 – 68/17

В г. Санкт-Петербурге должностное лицо Роспотребнадзора привлекло УК к административной ответственности по ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ и назначило наказание в виде штрафа — 60 000 рублей. Провинилась УК тем, что в лифтах и местах общего пользования МКД не было знаков о запрете курения.

УК пыталась обжаловать постановление, однако суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Тогда УК подала апелляционную жалобу, в которой указала: знаки о запрете курения были размещены в МКД, вот только часть из них оказалась сорвана по причине, не зависящей от управляющей компании. По мнению УК, это может стать основанием для применения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.

Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции и постановление должностного лица Роспотребнадзора. Он переквалифицировал действия УК на ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ и в качестве наказания назначил административный штраф в размере 30 000 рублей.
Также суд указал, что административная ответственность по ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ направлена на защиту здоровья граждан от негативного воздействия курительного табака, в связи с чем выявленное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Решение Арбитражного суда Самарской области от 6 февраля 2017 года по делу № А55 – 24177/2016

В г. Самаре на входе жилищно-строительного кооператива (ЖСК) не было знака о запрете курения. Обнаружив этот факт, Роспотребнадзор оштрафовал ЖСК на 30 000 рублей и вынес представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

ЖСК обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными постановления и представления, вынесенных Роспотребнадзором. Суд первой инстанции удовлетворил требования ЖСК. Он пришел к выводу, что Роспотребнадзор не доказал событие административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении Роспотребнадзор указал только то, что ЖСК нарушил требования к знаку о запрете курения и порядку его размещения. Однако Роспотребнадзор не описал, что представляет собой в данном случае ЖСК. А это не позволяет установить, является ли ЖСК территорией, зданием или объектом, где курение табака запрещено в силу ст. 12 Закона № 15-ФЗ. Тем более что сам ЖСК отрицает наличие у него каких-либо зданий, объектов, территорий.

Решение Московского городского суда от 24 декабря 2018 года по делу № 7 – 14749/2018

Главный государственный санитарный врач по ЮЗАО г. Москвы привлек председателя правления ТСЖ (далее — Председатель) к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ — за отсутствие знака о запрете курения на входах в здание жилого комплекса, в местах общего пользования и в лифтах. В качестве наказания назначил штраф в размере 10 000 рублей.

Председатель обратился в суд с жалобой. Сослался на то, что ТСЖ не субъект правонарушения, так как не является управляющей компанией. Управление спорными домами осуществляет одно из ГБУ г. Москвы, что подтверждают протокол общего собрания собственников и договор управления МКД.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении жалобы. Председатель не представил документы, подтверждающие разграничение ответственности между ТСЖ и ГБУ и свидетельствующие о реальном исполнении договора управления домом.

Апелляционный суд оставил вынесенное решение без изменений. Жилой комплекс, где отсутствуют знаки о запрете курения, имеет форму управления ТСЖ. Довод Председателя об отсутствии у ТСЖ статуса управляющей организации не имеет значения, так как «в смысле п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ не исключает его ответственность как лица, непосредственно управляющего многоквартирным домом».

Решение Свердловского областного суда от 4 марта 2020 года по делу № 72 – 316/2020

В Свердловской области управляющая компания получила штраф в размере 30 000 рублей за отсутствие знака о запрете курения в местах общего пользования МКД и при входе в помещение самой УК. Чтобы обжаловать постановление по делу об административном нарушении, УК обратилась в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований. При этом сослались на Требования к знаку о запрете курения, а также обязанность ИП и юрлиц осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности (п. 2 ч.2 ст. 10 Федерального закона № 15-ФЗ).

Указали суды и на то, что с учетом характера административного правонарушения в области здоровья и соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оснований для признания правонарушения малозначительным или признания наказания чрезмерно суровым не имеется.

Вывод

Обжаловать постановление о привлечении к ответственности по ст. 6.25 КоАП РФ сложно, штрафы довольно внушительные. Поэтому лучше не ждать жалоб жильцов и проверок от контролирующих органов, а заранее побеспокоиться и разместить в МКД знаки о запрете курения.

➜ Другая статья по теме — «Сложно, но возможно: административные штрафы за курение в местах общего пользования МКД»

Александра Павлова: