Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Сколько нужно голосов, чтобы наделить председателя совета дома правом подписать договор управления

Полномочие председателя совета многоквартирного дома на подписание договора управления прописано в ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ. Наделение таким полномочием обычно выносят на общее собрание собственников, и тут встает вопрос, сколько достаточно голосов, чтобы у председателя появилось соответствующее полномочие. У всех разное мнение по этому поводу. 

Опубликовано: 21.06.2022. Обновлено: 21.04.2024

Позиция Верховного Суда РФ – более 50% голосов от общего числа голосов всех собственников

До Верховного Суда РФ добралась Мосжилинспекция.
В этом деле решение было принято большинством голосов от общего числа голосов участников собрания (меньше 50% от общего числа голосов всех собственников).
Мосжилинспекция приводила в обоснование ч.1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ («собственники помещений в доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора»).
Суд первой и апелляционной инстанций согласились с таким подходом и отказали в удовлетворении иска УК.

Арбитражный суд Московского округа посчитал иначе: подлежит применению общее правило, предусмотренное частью 1 статьи 46 ЖК РФ, в соответствии с которым решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников.

Верховный Суд РФ отменил постановление Арбитражного суда Московского округа, оставив в силе судебные акты нижестоящих инстанций.

  • в соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора управления;
  • в рассматриваемой ситуации на общем собрании собственников по вопросу о наделении председателя совета дома полномочиями на подписание договора управления положительно проголосовали только 36,75% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.

«Проанализировав положения норм Жилищного кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Мосжилинспекцией обоснованно договор управления не был принят в качестве надлежащего доказательства заключения договора управления, поскольку не подтверждает факт реализации решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по выбору общества в качестве управляющей организации» (определение № 305-ЭС23 – 23876 от 21.03.2024 по делу № А40 – 200856/2022).

Аналогичную позицию Верховный Суд РФ занял в деле № А40 – 200859/2022.

Другие мнения, которые встречались до позиции Верховного Суда РФ

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 по делу № 88 – 7154/2022

В Московской области собственники прошли три инстанции в попытках признать решения собрания недействительными. Однако суды им отказали (определение Первого КСОЮ от 14.04.2022 по делу № 88 – 7154/2022).

  • Довод кассационной жалобы о том, что решение о наделении председателя совета МКД полномочиями по заключению договора управления должно приниматься квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД, основан на неправильном толковании норм материального права.
  • В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ председатель совета многоквартирного дома в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания заключает на условиях, указанных в решении собрания, договор управления многоквартирным домом.
  • Для принятия такого решения исходя из положений статьи 46 Жилищного кодекса РФ не требуется наличия квалифицированного большинства, учитывая, что в данном случае председатель совета не принимает какого-либо решения, а выступает в качестве представителя собственников, которые наделили его полномочием по заключению договора управления многоквартирным домом на условиях, принятых на собрании.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 № 88 – 7925/2022

В Омске собственники выбрали новую УО и наделили председателя совета полномочием подписать договор управления. Другой собственник попытался оспорить это решение в суде и признать договор незаключенным. Он ссылался на недостаточное число голосов. Однако все три инстанции отметили, что голосов достаточно, две трети не нужно. Фактически за решение получено 65% голосов от общего числа всех собственников в доме.

«Поскольку вопросы выбора способа управления многоквартирным домом и управляющей организации относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и не могут быть делегированы иным лицам, в том числе председателю совета МКД, который в рассматриваемом случае лишь наделяется полномочиями на подписание договора управления МКД, в связи с чем установленные частью 1 статьи 46 ЖК РФ специальные правила принятия решения по вопросу, предусмотренному пунктом 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, не подлежат применению» (определение Восьмого КСОЮ от 21.04.2022 № 88 – 7925/2022).

Судебные акты, где суды высказались за две трети голосов для наделения ПСД правом на подписание договора управления – споры об отказе во внесении изменений в реестр лицензий – выиграла МЖИ:
- Дело № А40 – 154246/22 (истец – ООО «Розенталь групп «Алиот»);
- Дело № А40 – 185562/22 (истец – ООО УК ДЭЗ «ГОЛОВИНСКИЙ»).

➜ «Сколько голосов нужно для наделения председателя совета дома правом подписывать акты»
Подписаться на telegram-канал Совет МКД
Подписаться на канал автора в Telegram

Антонина Юдина:

View Comments (4)

  • А как же требования ст. 162 ЖК РФ о том что для заключения ДУ нужно как менее 50% от общего числа собственников? Соответственно если действует представитель, то он должен иметь такое же число доверителей Разве нет?

    • Уточните, пожалуйста, чему из написанного выше это противоречит? Поправлю.
      В материале два примера, где суды рассматривают доводы о необходимости набора двух третей голосов.
      P.S. Заголовок материала изменила, если это он смущал.

  • А если это касается полномочий, когда не происходит смена УК, то тогда 2/3 голосов надо набирать?

    • Не имеет значения, какие другие вопросы вынесены на голосование.
      Просто не исключено, что какие-то суды захотят две трети именно из-за п. 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, который суды в данных примерах посчитали неприменимым.