Персональные данные должников. Случаи из практики
Нередко размещение/публикация списка должников по оплате ЖКУ становится поводом для претензий собственников к УО. В попытке доказать, что их персональные данные обрабатывают и распространяют незаконно, они жалуются в различные инстанции и подают иски в суд. Чем это может закончиться, показали на двух примерах из судебной практики. Опубликовано 12.01.2023. Обновлено 27.04.2024. Публикация УО списка должников еще…
Заключение прямого договора межу банком и РСО помогает увеличить частотность платежей почти в 2 раза ― Тинькофф
Благодаря заключению договора между банком, управляющими и ресурсоснабжающими компаниями частотность оплат удается увеличить с 24% до 45%. Об этом рассказал руководитель продукта «Платежи ЖКХ» Тинькофф Антон Ломакин в ходе выступления на Международной выставки «ЖКХ России — 2024». По данным Росстата, с июля 2022 по июль 2023 года сумма задолженности за услуги ЖКХ выросла на 8,7%…
Собственники утвердили «свой» размер платы. Что делать управляющей организации
Общее собрание собственников должно учитывать предложения управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилья. Однако иногда собственники принимают свой размер платы: кто-то его экономически обосновывает, а кто-то ориентируется лишь на чувство комфорта. Что происходит дальше? Подобрали судебную практику, чтобы показать возможные варианты развития событий. Опубликовано 25.02.2021. Обновлено 26.04.2024. Вариант первый. Управляющая организация не слушается…

Суд признал незаконным отказ собственнику в обследовании дома на аварийность

Также суд уточнил, что рассматривать соответствующее заявление собственника должна межведомственная комиссия, а не временно исполняющий полномочия главы администрации (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 № 88а-5238/2022).

В 2015 г. на основании заключения межведомственной комиссии администрация Островского района Псковской области признала частный жилой дом требующим проведения капитального ремонта. Обследование дома проводилось по заявлению зарегистрированного в нем лица.

В 2021 г. уже собственник дома обратился в администрацию города Острова с заявлением о признании жилого дома аварийным и непригодным для постоянного проживания. При этом отметил, что после обследования в 2015 г. состояние дома ухудшилось — он значительно обветшал, крыша держится исключительно на подпорках, балки сгнили. Существует вероятность обрушения жилого дома и опасность для жизни и здоровья проживающих.

В ответ на свое заявление собственник получал отказ от временно исполняющего полномочия главы администрации Островского района (далее — ВрИП главы администрации). При этом ВрИП главы администрации указал на отсутствие оснований для повторного обследования жилого дома без сведений о проведении его капитального ремонта.
То есть, сначала капремонт, а уже потом обследование. Однако в межведомственную комиссию сведения о проведенном капремонте жилого дома не поступали.

Собственник (далее — административный истец) не согласился с отказом и попытался признать его незаконным, подав соответствующий иск к ВрИП главы администрации и администрации Островского района Псковской области.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. При этом исходил из следующего:

  • право административного истца на проведение обследования жилого помещения было реализовано в 2015 г.;
  • решение уполномоченного органа о необходимости проведения капитального ремонта не оспорено и не признано незаконным;
  • «повторное обследование жилого помещения допустимо при наличии обстоятельств, связанных либо с изменением физического состояния жилого помещения (проведение капитального ремонта силами собственника), либо с факторами, которые обусловили существенное изменение состояния такого жилого помещения вне зависимости от воли и действий собственников (ситуации чрезвычайного характера)», однако таких обстоятельств суд не установил;
  • ВрИП главы администрации имел полномочия на подписание ответа административному истцу, поскольку межведомственная комиссия создана при администрации Островского района; ВрИП главы администрации является председателем этой комиссии.

Апелляционный суд с вынесенным решением не согласился, отменил его и удовлетворил исковые требования. 

Исходя из Положения о порядке признания жилого помещения непригодным для проживания (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47), «заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания подлежит рассмотрению комиссией в течение 30 календарных дней с момента его регистрации, по результатам рассмотрения заявления принимается решение, в том числе о проведении дополнительного обследования».

Однако компетентный орган (межведомственная комиссия) не рассматривал заявление административного истца и не принимал решение об отказе в проведении обследования жилого дома.

С учетом этого суд пришел к выводу, что заявление административного истца рассмотрено неуполномоченным лицом — ВрИП главы администрации, а не межведомственной комиссией.
Суд признал незаконным ответ ВрИП главы администрации и обязал администрацию Островского района Псковской области организовать рассмотрение межведомственной комиссией заявления административного истца о признании его дома аварийным и непригодным для постоянного проживания.

Кассационный суд оставил решение апелляционного суда без изменений.

➜ Еще пример из практики — «Чтобы признать дом аварийным, нужно заключение специализированной организации»

Александра Павлова: